![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#1
|
Гость ![]() |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Неоплатоник Ямвлих (около 240-325), или, как некоторые считают, кто-то из его учеников, написал книгу, в которой содержится описание мистических свойств чисел от единицы до десяти. Это хрестоматийное сочинение под названием «Theologoymena arithmetices» - что можно перевести как «арифметическая теология» - отражает пифагорейский и неоплатонический взгляд на число. Согласно этому взгляду, именно числа лежат в основе бытия, именно числа являются теми истинными элементами, на базе которых возникает прочая действительность, от богов до преходящих материальных предметов. При всем том, что пифагорейские идеи значительно повлияли на философов и теологов иудео-христианского мира, сам этот мир придерживался альтернативного подхода, согласно которому, наоборот, число производно от Божественного ума. В сотнях сочинений, начиная с древнего каббалистического источника «Сефер йецира» и кончая трактатами средневекового католического философа Николая Кузанского, так или иначе провозглашается идея подчиненности мира чисел и математических законов Создателю. |
|
|
![]() |
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#2
|
Гость ![]() |
Так, в сочинении «Книга простеца» (7) Николай Кузанский пишет: «Множественность вещей произошла оттого, что Божественный ум одно понимает так, а другое - иначе. И если рассмотреть это тщательно, то ты обнаружишь, что множественность вещей есть только способ понимания со стороны Божественного ума. Так, полагаю, можно неопровержимо утверждать, что первообразом вещей в духе Создателя является число. На это указывает привлекательность и красота, которые присущи всем вещам и состоят в соразмерности, а последняя в числе».
Но существует ли хрестоматийная «арифметическая теология» соответствующая представлениям иудейского или христианского миров? В определенном мере такая теология предвосхищена в известной пасхальной песне: «Один – кто это знает?», в которой выясняется духовное значение чисел от Одного до Тринадцати. |
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#3
|
Гость ![]() |
Вот текст этой песни:
Один - кто это знает? Один - это я знаю. Один – это Бог, Который на земле и на небе. Два - кто это знает? Два – это я знаю. Два – это две Скрижали завета…. Три - кто это знает? Три – это я знаю. Три – это трое отцов (Авраам, Ицхак, Иаков)… Четыре - кто это знает? Четыре – это я знаю. Четыре – это четыре праматери (Сара, Ривка, Рахель и Лея)… Пять - кто это знает? Пять – это я знаю. Пять – это пять книг Торы… Шесть - кто это знает? Шесть – это я знаю. Шесть – это шесть разделов Мишны… Семь - кто это знает? Семь – это я знаю. Семь – это семь дней недели… Восемь - кто это знает? Восемь – это я знаю. Восемь – дней до обрезания… Девять - кто это знает? Девять – это я знаю: Девять – это девять месяцев беременности… Десять - кто это знает? Десять – это я знаю: Десять – это Десять заповедей… Одиннадцать - кто это знает? Одиннадцать – это я знаю: Одиннадцать звезд (во сне Йосефа Быт. 37.9)… Двенадцать - кто это знает? Двенадцать – это я знаю. Двенадцать – это двенадцать колен Израилевых…. Тринадцать - кто это знает? Тринадцать – это я знаю. Тринадцать – это тринадцать атрибутов Всевышнего… Предлагаемое ниже сочинение является комментарием к этой пасхальной песне, комментарием призванным показать, что песня «Один – кто это знает?» может послужить необходимым и достаточным основанием для построения хрестоматийной библейской «математической теологии». ОДИН «Один – это Бог, который и на земле и на небе» |
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#4
|
Гость ![]() |
Логика уникальности
В связи с этими словами можно было бы попытаться вникнуть в смысл Божественного единства, однако по ряду причин это, пожалуй, будет удобней сделать в связи с числами ДВА и ТРИ. Единицу же гораздо интереснее рассматривать в связи с образом и подобием Всевышнего – человеком. Дело в том, что хотя число людей несметно, в определенном аспекте они не суммируются и остаются на «уровне» единицы. И это чрезвычайно важная религиозная характеристика числа ОДИН, задающая сквозное понимание всех других чисел. В Талмуде в трактате Сангедрин (37.а) сказано: «Адам был создан единственным... ради мира между людьми, чтобы не говорил человек человеку: «Мой отец больше твоего» и чтобы выразить величие Пресвятого. Ибо человек чеканит много монет одним чеканом и все они похожи друг на друга. А Царь над царями царей отчеканил всех людей чеканом Первого Человека, но ни один из них не похож на другого. Поэтому каждый должен говорить: Ради меня создан мир». |
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#5
|
Гость ![]() |
У пифагорейцев единица вовсе не считалась числом, у евреев числом (в личностной сфере) считается только единица. В «еврейской математике» ничто самоценное не суммируется. В Торе в книге «Числа» (4.22) Всевышний отдает повеление пересчитать сынов Израиля: «И Господь говорил Моше так: Сочти поголовно также сынов Гершона по отчему дому их, по семействам их. От тридцатилетнего возраста и выше, до пятидесятилетнего возраста исчисли их всех, являющихся для совершения службы, чтобы исполнять работы в шатре соборном». Однако при этом существенно, что счет производился с помощью шекелей, которые приносил каждый еврей. Это делалось не только для удобства, но также и для того, чтобы не пересчитывать сынов Израиля непосредственно, что обычно интерпретируется в том смысле, что каждый из них уникален и не может подвергаться подсчету наравне с другими: он не равен другим, он – другой.
|
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#6
|
Гость ![]() |
В этой связи еще более показательно перечисление приношений, сделанное главами колен Израилевых. «И был принесший в первый день приношение свое Нахшон. А приношение его было: одно серебряное блюдо в сто тридцать шекелей весом, кропильница одна серебряная в семьдесят шекелей… Одна ложка в десять шекелей золота, наполненная курениями. Один бык молодой, один овен, один агнец годовалый» и т.д. Вслед за этим говорится: «Во второй день принес Нетанель, сын Цуара, начальник Иссахара. Принес он жертву свою: одно серебряное блюдо в сто тридцать шекелей весом, кропильница одна серебряная в семьдесят шекелей… Одна ложка в десять шекелей золота, наполненная курениями. Один бык молодой, Один овен, один агнец годовалый» и т.д. Вслед за этим в Торе слово в слово повторяется то же самое приношение, сделанное в третий день начальником сынов Звулуна: «одно серебряное блюдо в сто тридцать шекелей весом, кропильница одна серебряная в семьдесят шекелей» и т.д.(Числа 7)
|
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#7
|
Гость ![]() |
Двенадцать раз, по числу колен Израилевых, в Торе повторяется один и тот же внушительный список: «одно блюдо, одна ложка, один бык, один овен, один агнец». Только после всего этого перечисления производится суммирование: «Вот освящения жертвенника в день помазания его от начальников Израиля: серебряных блюд двенадцать, серебряных кропильниц двенадцать, золотых ложек двенадцать… Двенадцать быков, двенадцать овнов, двенадцать агнцев» (Числа 7.85-87)
Согласно традиционному объяснению, эта двенадцатикратная повторяемость обусловлена неповторимостью и уникальностью каждого из колен. Идейная сторона этой уникальности как раз и разъясняется в трактате Сангедрин (37.а), где сказано: «Адам был создан единственным... ради мира между людьми, чтобы не говорил человек человеку: "Мой отец больше твоего"… Поэтому каждый должен говорить: Ради меня создан мир». |
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#8
|
Гость ![]() |
Итак, согласно исконному иудейскому подходу, человек самоценен. Это положение стало общим и центральным положением также христианства и европейской культуры, существованию которых угрожали, да и продолжают угрожать тоталитаризм и конформизм.
Так на первых страницах «Архипелага Гулаг» Александр Солженицын пишет: «Вселенная имеет столько центров, сколько в ней живых существ. Каждый из нас – центр Вселенной, и мироздание раскалывается, когда вам шипят: Вы арестованы!» |
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#9
|
Гость ![]() |
Виктор Франкл в следующих словах формулирует эту ценностную предельность человеческой личности: «Человека нельзя ввести составляющим элементом ни в какую систему высшего порядка - ведь при этом он неизбежно теряет особое качество, которое отличает собственно человеческое бытие, - чувство достоинства. Наиболее ярко это проявляется в феномене массы, или толпы. Толпа как таковая не имеет ни сознания, ни ответственности. И именно поэтому она лишена существования. Несмотря на то, что толпа может действовать и в этом смысле она «реальна», она не действует ни внутри себя, ни сама по себе. Социологические законы действуют не поверх людских голов, а напротив – люди сами являются проводниками этих законов. Возможно, подобные законы и кажутся имеющими силу, но они являются таковыми лишь в той степени, в какой является предсказуемым среднестатистический человек. Но этот среднестатистический человек – выдумка ученых, а не реальная личность. Он никак не может быть реальным человеком именно в силу своей предсказуемости». В. Франкл «Человек в поисках смысла» М. 1990 стр 200
|
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#10
|
Гость ![]() |
Итак, человек не суммируется с другими людьми, не создает вместе с ними следующую «большую» интегральную реальность. Религиозная община видит своим центром каждого члена, воспринимает каждого члена как всю себя целиком. Община отказывается оценивать входящих в нее лиц функционально.
Таким образом, диалектику целого и части для Общины можно сформулировать следующим образом: личность – это всегда часть, но одновременно также и все то целое, чего она часть. Нельзя не признать, что вопреки сказанному многие религиозные авторы уподобляют религиозную общину человеческому организму, в котором каждый орган представляет собой только часть тела, отвечающую за определенную функцию. Так Магараль в 67 главе книги «Гвурат Ашем» сравнивает положение Израиля среди народов с положением головы и мозга среди прочих частей человеческого тела, которые все по-своему осмыслены. А апостол Павел видел Церковь именно в телесном образе: «Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело – так и Христос… И вы – тело Христово, а порознь члены. И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в третьих учителями, далее иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1 Кор 2.12-28) |
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#11
|
Гость ![]() |
Однако в действительности здесь нет противоречия. Речь идет лишь об одном аспекте, в котором любая религиозная община оказывается также и живым организмом. Ведь община обитает в этом мире и многообразно проецируется на этот мир. Это данность, которую невозможно отрицать: как органы несут разные функции, так разные функции несут и разные члены общины: один делает обрезания, второй читает Тору, третий пишет мезузы, четвертый толкует законы и т.п. Но это не отрицает того факта, что каждый из членов, независимо от своей функции, является центральной фигурой общины.
Более того, следует отметить, что по крайней мере в иудаизме почти все эти «профессионалы» являются посланниками каждого в отдельности. Еврей должен сам сделать своему сыну обрезание, но делает это с помощью посланника; он должен сам прочитать свиток Торы, но это делает за него специально подготовившийся к этому чтению человек, и т.д. Иными словами, даже все функции сводятся в последнем счете к каждому отдельному человеку. Центром Израиля все равно выступит каждый отдельный еврей! |
|
|
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 6.8.2025, 1:04 |
![]() |
Все права защищены © Мистика Алла 2005 По вопросам рекламы обращаться по телефону (972)054-695-90-23 или на электронную почту. |