IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> МАТЕМАТИЧЕСКАЯ, ТЕОЛОГИЯ
Гость_Акколада_*
сообщение 29.12.2006, 17:48
Сообщение #1





Гость






ПРЕДИСЛОВИЕ
Неоплатоник Ямвлих (около 240-325), или, как некоторые считают, кто-то из его учеников, написал книгу, в которой содержится описание мистических свойств чисел от единицы до десяти. Это хрестоматийное сочинение под названием «Theologoymena arithmetices» - что можно перевести как «арифметическая теология» - отражает пифагорейский и неоплатонический взгляд на число. Согласно этому взгляду, именно числа лежат в основе бытия, именно числа являются теми истинными элементами, на базе которых возникает прочая действительность, от богов до преходящих материальных предметов.

При всем том, что пифагорейские идеи значительно повлияли на философов и теологов иудео-христианского мира, сам этот мир придерживался альтернативного подхода, согласно которому, наоборот, число производно от Божественного ума. В сотнях сочинений, начиная с древнего каббалистического источника «Сефер йецира» и кончая трактатами средневекового католического философа Николая Кузанского, так или иначе провозглашается идея подчиненности мира чисел и математических законов Создателю.

Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Создать новую тему
Ответов
Гость_Акколада_*
сообщение 29.12.2006, 17:49
Сообщение #2





Гость






Так, в сочинении «Книга простеца» (7) Николай Кузанский пишет: «Множественность вещей произошла оттого, что Божественный ум одно понимает так, а другое - иначе. И если рассмотреть это тщательно, то ты обнаружишь, что множественность вещей есть только способ понимания со стороны Божественного ума. Так, полагаю, можно неопровержимо утверждать, что первообразом вещей в духе Создателя является число. На это указывает привлекательность и красота, которые присущи всем вещам и состоят в соразмерности, а последняя в числе».

Но существует ли хрестоматийная «арифметическая теология» соответствующая представлениям иудейского или христианского миров?

В определенном мере такая теология предвосхищена в известной пасхальной песне: «Один – кто это знает?», в которой выясняется духовное значение чисел от Одного до Тринадцати.



Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Акколада_*
сообщение 29.12.2006, 17:50
Сообщение #3





Гость






Вот текст этой песни:

Один - кто это знает? Один - это я знаю. Один – это Бог, Который на земле и на небе.

Два - кто это знает? Два – это я знаю. Два – это две Скрижали завета….

Три - кто это знает? Три – это я знаю. Три – это трое отцов (Авраам, Ицхак, Иаков)…

Четыре - кто это знает? Четыре – это я знаю. Четыре – это четыре праматери (Сара, Ривка, Рахель и Лея)…

Пять - кто это знает? Пять – это я знаю. Пять – это пять книг Торы…

Шесть - кто это знает? Шесть – это я знаю. Шесть – это шесть разделов Мишны…

Семь - кто это знает? Семь – это я знаю. Семь – это семь дней недели…

Восемь - кто это знает? Восемь – это я знаю. Восемь – дней до обрезания…

Девять - кто это знает? Девять – это я знаю: Девять – это девять месяцев беременности…

Десять - кто это знает? Десять – это я знаю: Десять – это Десять заповедей…

Одиннадцать - кто это знает? Одиннадцать – это я знаю: Одиннадцать звезд (во сне Йосефа Быт. 37.9)…

Двенадцать - кто это знает? Двенадцать – это я знаю. Двенадцать – это двенадцать колен Израилевых….

Тринадцать - кто это знает? Тринадцать – это я знаю. Тринадцать – это тринадцать атрибутов Всевышнего…



Предлагаемое ниже сочинение является комментарием к этой пасхальной песне, комментарием призванным показать, что песня «Один – кто это знает?» может послужить необходимым и достаточным основанием для построения хрестоматийной библейской «математической теологии».


ОДИН
«Один – это Бог, который и на земле и на небе»

Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Акколада_*
сообщение 29.12.2006, 17:50
Сообщение #4





Гость






Логика уникальности
В связи с этими словами можно было бы попытаться вникнуть в смысл Божественного единства, однако по ряду причин это, пожалуй, будет удобней сделать в связи с числами ДВА и ТРИ. Единицу же гораздо интереснее рассматривать в связи с образом и подобием Всевышнего – человеком.

Дело в том, что хотя число людей несметно, в определенном аспекте они не суммируются и остаются на «уровне» единицы. И это чрезвычайно важная религиозная характеристика числа ОДИН, задающая сквозное понимание всех других чисел.

В Талмуде в трактате Сангедрин (37.а) сказано: «Адам был создан единственным... ради мира между людьми, чтобы не говорил человек человеку: «Мой отец больше твоего» и чтобы выразить величие Пресвятого. Ибо человек чеканит много монет одним чеканом и все они похожи друг на друга. А Царь над царями царей отчеканил всех людей чеканом Первого Человека, но ни один из них не похож на другого. Поэтому каждый должен говорить: Ради меня создан мир».

Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Акколада_*
сообщение 29.12.2006, 17:51
Сообщение #5





Гость






У пифагорейцев единица вовсе не считалась числом, у евреев числом (в личностной сфере) считается только единица. В «еврейской математике» ничто самоценное не суммируется. В Торе в книге «Числа» (4.22) Всевышний отдает повеление пересчитать сынов Израиля: «И Господь говорил Моше так: Сочти поголовно также сынов Гершона по отчему дому их, по семействам их. От тридцатилетнего возраста и выше, до пятидесятилетнего возраста исчисли их всех, являющихся для совершения службы, чтобы исполнять работы в шатре соборном». Однако при этом существенно, что счет производился с помощью шекелей, которые приносил каждый еврей. Это делалось не только для удобства, но также и для того, чтобы не пересчитывать сынов Израиля непосредственно, что обычно интерпретируется в том смысле, что каждый из них уникален и не может подвергаться подсчету наравне с другими: он не равен другим, он – другой.

Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Акколада_*
сообщение 29.12.2006, 17:51
Сообщение #6





Гость






В этой связи еще более показательно перечисление приношений, сделанное главами колен Израилевых. «И был принесший в первый день приношение свое Нахшон. А приношение его было: одно серебряное блюдо в сто тридцать шекелей весом, кропильница одна серебряная в семьдесят шекелей… Одна ложка в десять шекелей золота, наполненная курениями. Один бык молодой, один овен, один агнец годовалый» и т.д. Вслед за этим говорится: «Во второй день принес Нетанель, сын Цуара, начальник Иссахара. Принес он жертву свою: одно серебряное блюдо в сто тридцать шекелей весом, кропильница одна серебряная в семьдесят шекелей… Одна ложка в десять шекелей золота, наполненная курениями. Один бык молодой, Один овен, один агнец годовалый» и т.д. Вслед за этим в Торе слово в слово повторяется то же самое приношение, сделанное в третий день начальником сынов Звулуна: «одно серебряное блюдо в сто тридцать шекелей весом, кропильница одна серебряная в семьдесят шекелей» и т.д.(Числа 7)

Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме
- Акколада   МАТЕМАТИЧЕСКАЯ   29.12.2006, 17:48
- - Акколада   Так, в сочинении «Книга простеца» (7) Николай Куза...   29.12.2006, 17:49
- - Акколада   Вот текст этой песни: Один - кто это знает? Один...   29.12.2006, 17:50
- - Акколада   Логика уникальности В связи с этими словами можно ...   29.12.2006, 17:50
- - Акколада   У пифагорейцев единица вовсе не считалась числом, ...   29.12.2006, 17:51
- - Акколада   В этой связи еще более показательно перечисление п...   29.12.2006, 17:51
- - Акколада   Двенадцать раз, по числу колен Израилевых, в Торе ...   29.12.2006, 17:51
- - Акколада   Итак, согласно исконному иудейскому подходу, челов...   29.12.2006, 17:52
- - Акколада   Виктор Франкл в следующих словах формулирует эту ц...   29.12.2006, 17:53
- - Акколада   Итак, человек не суммируется с другими людьми, не ...   29.12.2006, 17:54
- - Акколада   Однако в действительности здесь нет противоречия. ...   29.12.2006, 17:54
- - Акколада   Для наглядности было бы уместно привести в пример ...   29.12.2006, 17:55
- - Акколада   Сам Сведенборг в следующих словах характеризует на...   29.12.2006, 17:55
- - Акколада   Во всех тканях клетка вплетена в общую структуру, ...   29.12.2006, 17:55
- - Акколада   Другой пример, - голография. В каждой точке гологр...   29.12.2006, 17:57
- - Акколада   Обычно разлетающиеся галактики сравнивают с подним...   29.12.2006, 17:57
- - Акколада   ДВА «Два – это две скрижали завета». Брачное число...   29.12.2006, 17:58
- - Акколада   Вот как описывается это в Торе: «И навел Господь Б...   29.12.2006, 17:58
- - Акколада   Поэтому Мидраш («Берешит Раба») говорит, что после...   29.12.2006, 17:58
- - Акколада   Выделение в качестве символа числа ДВА именно двух...   29.12.2006, 17:59
- - Акколада   Сведенборг также видит в браке принцип сочетания о...   29.12.2006, 17:59
- - Акколада   Комментатор Р.Яаков «Баал А-Турим» поясняет это ещ...   29.12.2006, 17:59
- - Акколада   При этом разделение всего множества чисел на «четн...   29.12.2006, 18:00
- - Акколада   Два Имени Единого Бога Итак, согласно иудейскому в...   29.12.2006, 18:00
- - Акколада   В самом деле, уча о том, что Бог един, всякий моно...   29.12.2006, 18:01
- - Акколада   Как же монотеистические религии могут выходить и в...   29.12.2006, 18:02
- - Акколада   Человек может зреть Единого Бога, потому что внутр...   29.12.2006, 18:02
- - Акколада   Таков подход христиан. Ислам, слывущий последовате...   29.12.2006, 18:03
- - Акколада   Если так позволительно выразиться, в двух Своих Им...   29.12.2006, 18:03
- - Акколада   Другими словами, если Авраам и Ицхак действительно...   29.12.2006, 18:04
- - Акколада   Следует отметить, что после Антигона началось так ...   29.12.2006, 18:04
- - Акколада   В другом разделе этой же книги Магараль в следующи...   29.12.2006, 18:04
- - Акколада   Пара Имен как следующее Единство (по отношению к к...   29.12.2006, 18:05
- - Акколада   Григорий Богослов в следующих словах сопоставляет ...   29.12.2006, 18:05
- - Акколада   Пара и триада Между тем существенно отметить, что ...   29.12.2006, 18:06
- - Акколада   Однако если мы приглядимся, то заметим, что триады...   29.12.2006, 18:06
- - Акколада   Итак, «пространство» в иудейском исчислении связан...   29.12.2006, 18:06
- - Акколада   Триады Прокла, по крайней мере частично, можно све...   29.12.2006, 18:07
- - Акколада   Как бы то ни было, числа ДВА и ТРИ можно воспринят...   29.12.2006, 18:07
- - Акколада   Три религии Между тем в свете этих особенностей ДВ...   29.12.2006, 18:07
- - Акколада   предшествующий избранию еврейского народа, иудаизм...   29.12.2006, 18:08
- - Акколада   С этой точки зрения можно упомянуть сочинение Жана...   29.12.2006, 18:08
- - Акколада   Во взаимоотношениях между иудаизмом и христианство...   29.12.2006, 18:08
- - Акколада   Таким образом можно сказать, что устойчивую диалек...   29.12.2006, 18:09
- - Акколада   ЧЕТЫРЕ «Четыре – это четыре матери» Четыре сына Ч...   29.12.2006, 18:10
- - Акколада   Вот как звучит это фрагмент: «Благословен Вездесущ...   29.12.2006, 18:11
- - Акколада   Итак, четыре благословения, произносимые в начале ...   29.12.2006, 18:11
- - Акколада   В этой связи четырех сыновей и их вопросы невольно...   29.12.2006, 18:11
- - Акколада   В наш век, когда стало естественно ставить себя вн...   29.12.2006, 18:12
- - Акколада   Четыре элемента Но в действительности эти четыре о...   29.12.2006, 18:12
- - Акколада   Где-то я читал о соответствии четырех сыновей четы...   29.12.2006, 18:12
- - Акколада   Этими четырьмя элементами (состояниями) пронизано ...   29.12.2006, 18:13
- - Акколада   Но любопытно, что эта последовательность четырех т...   29.12.2006, 18:13
- - Акколада   Средние не понимают, как можно убить, т.е. как мож...   29.12.2006, 18:13
- - Акколада   Чтобы лучше прочувствовать эту четырехчленную дейс...   29.12.2006, 18:14
- - Акколада   Остается лишь добавить, что ЧЕТЫРЕ стихии явственн...   29.12.2006, 18:14
- - Акколада   Вот как представляет это положение Магараль. В кни...   29.12.2006, 18:14
- - Акколада   ПЯТЬ «Пять – это пять книг Торы (Пятикнижия)» Пяти...   29.12.2006, 18:15
- - Акколада   Попытаемся же проникнуть в значение числа пять. Пр...   29.12.2006, 18:15
- - Акколада   Вот как характеризует эти пять душ Гершом Шолем: «...   29.12.2006, 18:16
- - Акколада   В этой связи уместно упомянуть также и то, что чис...   29.12.2006, 18:16
- - Акколада   В данном случае Магараль следует за пифагорейцами,...   29.12.2006, 18:16
- - Акколада   Итак, число пять не только внутренне (подобно прав...   29.12.2006, 18:17
- - Акколада   ШЕСТЬ «Шесть – это шесть разделов Мишны» Прираще...   29.12.2006, 18:17
- - Акколада   В этой связи важно отметить также и то, что первич...   29.12.2006, 18:17
- - Акколада   Однако в этом же аспекте «иррациональное» число ШЕ...   29.12.2006, 18:18
- - Акколада   Седьмой день противостоит шести будничным дням не ...   29.12.2006, 18:18
- - Акколада   Учитывая, что использование числа ШЕСТЬ в связи с ...   29.12.2006, 18:19
- - Акколада   ВОСЕМЬ «Восемь – это восьмой день, в который совер...   29.12.2006, 18:19
- - Акколада   Наиболее созвучным еврейской традиции, по всей вид...   29.12.2006, 18:20
2 страниц V   1 2 >


ОтветитьСоздать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 1.8.2025, 18:02
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все права защищены © Мистика Алла 2005
По вопросам рекламы обращаться по телефону (972)054-695-90-23 или на электронную почту.