![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Я тут живу ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Администратор Сообщений: 13937 Регистрация: 16.7.2005 Из: Israel Пользователь №: 6 ![]() |
Армения - это древнейшее государство. Впервые название страны Arminiya встречаются в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522-486гг. до н. э. Армины этих надписей, называемые у Геродота арменами, были, как полагает одна из гипотез современной науки, индоевропейским народом, переселившемся на свою родину из Европы через Малую Азию. Примерно в XII веке до н.э. индоевропейские предки современных армян, вместе с родственными им франко-фригийскими племенами, переселились из Фракции в Малую Азию и около шести сот лет жили здесь рядом с хеттскими народами. Затем они двинулись на восток и утвердились в западных и юго-западных областях Армянского нагорья
Первые сведения об Армянском нагорье восходят к 14 в. до н.э. Там существовали государства Наири в бассейне оз. Ван и государства Хайаса и Алзи в близлежащих горах. В 9 в. до н.э. был образован союз с самоназванием Биайнили, или Биайнеле (ассирийцы называли его Урарту, а древние евреи – Арарат). Первое армянское государство возникло в результате гибели союза государств Урарту сразу после падения Ассирийской империи в 612 до н.э. Сначала Армения находилась под господством Мидии, а в 550 до н.э. вошла в состав Персидской империи Ахеменидов. После завоевания Персии Александром Македонским Арменией правили представители династии Оронтидов (арм. Ервандуни). После смерти Александра в 323 до н.э. Армения оказалась в вассальной зависимости от сирийских Селевкидов. Когда последние потерпели поражение от римлян в битве у Магнесии (190 до н.э.), возникли три армянских государства – Малая Армения западнее Евфрата, Софена – восточнее этой реки и Великая Армения с центром в районе Араратской равнины. При правлении династии Арташесидов Великая Армения расширила свою территорию вплоть до Каспийского моря. Позднее Тигран II Великий (95–56 до н.э.) завоевал Софену и, воспользовавшись затяжной войной между Римом и Парфией, создал огромную по площади, но недолговечную империю, которая простиралась от Малого Кавказа до границ Палестины. -------------------- Женская красота спасет мир,
а мужская красота-этот мир от вымирания... ![]() |
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() Участник ![]() ![]() ![]() Группа: Участник Сообщений: 1839 Регистрация: 6.12.2007 Из: КРАСНОГОРСК Пользователь №: 11284 ![]() |
Армения. Каменные кресты
![]() В Армении чуть ли не на каждом шагу попадаются каменные плиты с искусно вырезанным крестом - таких не встретишь больше ни в одной стране мира. Плиты могут стоять поодиночке или группами, сами по себе или в стенной нише. Такие плиты называются "хачкары". Это слово образовано двумя армянскими корнями: "хач" - крест и "кар" - камень. Хачкары устанавливали по самым разным поводам: в честь победы над врагами, по случаю окончания строительства храма или моста, в благодарность за получение земельного надела. Они служили межевыми знаками и очень часто - могильными памятниками. Хачкары стали резать в начале IV века, сразу после того, как Армения - первой из государств - приняла христианство. Царь Григорий Просветитель изъездил с подвижниками-христианами всю страну, проповедуя новое учение. Вместо языческих жертвенников и в тех местах, где в дальнейшем должны были быть воздвигнуты церкви и монастыри, он устанавливал деревянные кресты. Но дерево недолговечно, и поэтому их стали заменять каменными, а с IX века - изображениями крестов на каменных прямоугольных стелах. Эта форма получила такое распространение, что со временем ее стали придавать даже крестам, которые делали не из камня. Отец Ваграм, директор информационной службы Эчмиадзина: "До последнего времени хачкары приготовлялись только иеромонахами и архимандритами, но сегодня уже светские лица также приготавливают хачкары. Но в хачкарах присутствует дух армянского народа, можно сказать, все богословие Армянской апостольской церкви". Распятого Спасителя на хачкарах хотя и изображают, но крайне редко. А все потому, что армяне - монофизиты. В отличие от православных и католиков, которые верят, что в Иисусе соединились божественное и человеческое начала, армяне считают Христа только Богом. А о Божестве следует говорить не иначе, как на языке символов. Центральный символ любого хачкара - процветший, как бы распустившийся, подобно дереву или цветку, крест. Такой крест - и орудие казни, и символ новой, вечной жизни, путь к которой открыло искупительное самопожертвование Бога. Под крестом на хачкарах высекают круг. Это зерно легло в землю и там умерло, чтобы дать начало новой жизни. А еще круг с водруженным на нем крестом символизирует торжество христианской веры. Над крестом обычно изображают общие для всех христианских конфессий символы четырех евангелистов - орла, льва, быка и ангела. Но у армян это и четыре начала мироздания - огонь, вода, земля и воздух. Хачкары стали появляться в Армении вскоре после принятия христианства. Искусство обработки камня живо по сей день. Каждый год в стране появляется все больше желающих стать варпетами. Варпетами в Армении называют мастеров-камнерезов. Ваче Петросян двадцать лет режет хачкары и знает про них все. Его кресты установлены не только в Армении, но в Тбилиси, Вене, Лионе, Марселе. Во Францию скоро отправится тридцать третий в его жизни хачкар… 1915 г. - самый страшный год в и без того нелегкой истории армянского народа. Тогда в турецкой Османской империи за считанные недели было вырезано около полутора миллионов армян, и еще более шестисот тысяч человек погибли от голода после депортации в бесплодные пустыни Сирии и Месопотамии. Хачкар Ваче Петросяна - памятник погибшим в 1915 г. членам одного армянского семейства. Память же обо всех жертвах геноцида увековечена в Эчмиадзине - это даже не хачкар, а словно бы нагромождение могильных камней, которых хватило бы на целое кладбище. Лев с мечом появился на этом хачкаре не случайно. Он служит напоминанием о том, что камень вырезан в память людях, погибших в Киликии - области на юге нынешней Турции, до резни населенной армянами. Ведь лев когда-то был гербом средневекового Киликийского царства. Правда, на гербе он не попирал, как здесь, мусульманский - а для армян в первую очередь турецкий - полумесяц. За столетия в Армении было создано несколько десятков тысяч хачкар. Но двух в точности одинаковых камней при всем желании не найти. Варпеты никогда не копировали работы других мастеров и не повторяли собственных. Ваче Петросян пишет книгу об истории и символике хачкаров, учит искусству резьбы школьников. Но при этом не сохраняет - хотя бы для того, чтобы воспроизвести в книге - рабочие эскизы. Как только очередной камень готов, он их все уничтожает. Хачкары, по словам мастера, - все равно, что дети - даже у одних родителей они всегда разные. И еще они - залог преодоления смерти, как и изображенный на хачкаре крест. Ваче Петросян: "Хачкар стоит лицом к солнцу, обязательно. Как похоронен человек - лицом на восток. Это опять говорит о том, что он ждет возрождения. Солнце каждый раз оттуда возрождается… То есть он в себе держит понятие воскресения, возрождения…" Самое большое в Армении кладбище с древними хачкарами находится у поселка Норадуз. Есть и еще большее, в Джуге, неподалеку от Нахичевани. Но в силу исторических причин это селение оказалось на территории недружественного Азербайджана, и теперь джугинским хачкарам грозит уничтожение. В хачкарах норадузского кладбища запечатлено целое тысячелетие армянской истории - самые древние из камней датируются VIII веком. В позапрошлом веке жил в стоявшем недалеко от Норадуза монастыре некий монах Тер-Карапет Оватеси-Оватимян. Его обязанностью было служить заупокойные службы на местном кладбище. Чтобы не тратить два часа в день на дорогу из монастыря и обратно, монах построил себе среди могил келью. Как гласит предание, отец Тер-Карапет, когда ему исполнилось девяносто лет, попросил братию похоронить его заживо. Собравшимся проводить его в последний путь Тер-Карапет сказал: "Я не страшусь смерти. И хотел бы, чтобы и вы ее не боялись. И вообще не боялись ничего, кроме одного Господа. Пусть ко мне приходит всякий, кто испытывает страх. Пусть он льет воду на надгробный камень, пьет ее, омывает себе лицо, грудь, руки и ноги. Пусть потом разобьет сосуд, в котором принес воду. Тогда страх отступит его". С тех пор к могиле монаха приходят люди, которых преследуют страхи. На кладбище Норадуза уже давно не хоронят. Здесь, среди замшелых могильных камней, крестьяне пасут скот. В любой другой стране место, подобное этому, превратили бы в музей под открытым небом. Впрочем, у армян и без музеев историческая память в крови. Уж очень много они этой крови пролили. -------------------- Христианство для армян подобно цвету кожи. Его нельзя, как одежду, сбросить или сменить
|
|
|
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 16.8.2025, 11:16 |
![]() |
Все права защищены © Мистика Алла 2005 По вопросам рекламы обращаться по телефону (972)054-695-90-23 или на электронную почту. |