Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Икебана
Израильский форум - Замок Чудес > Хобби/увлечения > ЗЕЛЕНЫЙ МИР
Веста
Икебана - искусство расстановки (аранжировки) срезанных цветов в вазах. Икебана в переводе на русский язык означает "Жизнь цветов" (Ике - "жизнь", Бана - "цветы").

Несмотря на то, что настоящий культ оживления цветов пришел в мир из Японии, родилось искусство "Икебана" в Индии. Изначально икебана являла собой не только составление букетов, но и органичность единения человека с живой природой. Каждая композиция отражала духовный мир составившего ее человека, его мировоззрение и чувства. Пройдя путь через Китай и Корею в Японию, икебана из ритуального подношения цветов Будде превратилась в особенно ценный вид искусства и стала неотъемлемой частью духовной жизни японского народа, одной из его наиболее красивых национальных традиций.

Икебана тесно связана с живой природой, в ней отразился один из основных буддийских постулатов об эфемерности и недолговечности высоко ценимой красоты мира, краткости и бренности человеческой жизни. В мире нет ничего определенного и постоянного. Икебана стала одной из наиболее подходящих художественных форм, отражающих эти естественные процессы. В цветах, которые изменяются и в конце концов опадают, видится постоянство только самой природы.

Подобно средневековому тексту, икебана может быть «прочитана» и на самом глубинном философско-религиозном уровне, предстать как образ идеального мира и быть воспринята как соединение нескольких символов, содержащих нравственный урок; она может быть и нежным любовным или дружеским посланием и вызывать восхищение своей красотой.

Веста
Из истории икебаны:

Этот вид искусства, зародившийся в Индии и проникший в Японию вместе с буддизмом из Китая, получил широкое распространение в этой стране и стал играть значительную роль в культурной жизни ее общества. Именно в Японии икэбана, выйдя за рамки ритуального обряда подношения символически значимых цветов Будде, а также почитаемым предкам, стала особым видом искусства, широко внедрившимся в самые различные сферы общественной жизни.
Согласно синтоизму, каждый природный предмет, тело, явление содержит в себе божественный дух и потому требует к себе уважительного отношения, как к живому существу. Японцы любят отождествлять себя с природой, стремясь жить с ней без каких-либо барьеров и поддерживая сбалансированное сосуществование. Ее истоки связывают с древним обычаем преподношения цветов умершим предкам. В буддийских храмах развился ритуал постановки цветов к статуям Будды. При этом совершенная форма вазы и пышное, помпезное великолепие самого букета, который создавался по определенным, строго канонизированным правилам, воплощали торжество и величие буддизма. Но по мере развития мировой и национальной культуры философско-религиозный смысл икебаны постепенно утрачивался. Становление икебаны в Японии как искусства датируется XV веком, ею тогда занимались главным образом священнослужители храмов и монастырей. Но постепенно она становится популярна и в высших слоях общества, а затем широко входит в повседневный быт народа и чаще воспринимается как предмет подлинного искусства.

В основе этого искусства в Японии лежит не идея продления прежней жизни растения, а идея создания "второй реальности", особого микромира, на новом уровне воссоздающего природу. Обучение икебане японский мастер обычно начинает рассказом о двух эпизодах из истории этого искусства. Прославленный мастер чайной церемонии Сэнно Рикю (16 век) создал оригинальную композицию, поместив цветы в сосуд, сделанный из колена бамбука. При изготовлении этой вазы бамбук слегка треснул, поэтому из трещины в вазе медленно капала вода. В ответ на недоуменные вопросы учеников, ошеломленных необычайной красотой икебаны и не знающих, можно ли признать композицию совершенной, поскольку сосуд в ней надтреснут, Сэнно Рикю ответил: "И моя жизнь тоже дала трещину". Эта ваза впоследствии стала одним из национальных сокровищ Японии. Другая история также связана с именем этого знаменитого мастера. Его сад, славившийся прекрасными цветами повилики, захотел увидеть тогдашний правитель Японии - сегун Тоетоми Хидэеси. Ранним утром он прибыл в этот сад, и велико же было его изумление, когда он увидел, что все цветы срезаны и лишь из одного сделана икебана в его честь. Сэнно Рикю пояснил гостю свое странное поведение: "Множество цветов рассеяло бы ваше внимание, а этот один, самый прекрасный, призван воплотить красоту всего сада”.

Веста
Растительный материал:

собственно аранжировка ветвей, цветов и трав — конструируется в икэбане по строгим нормам, стилистическое своеобразие икэбаны выражено наиболее ярко тем или иным соотношением основных конструктивных элементов — «ветвей». Обычно их три, но бывает и от двух до девяти. Особенности стиля икэбаны находят воплощение и в характере геометрической фигуры, которую она образует, и в организации пространства, в абрисе пустот между основными конструктивными элементами.
Веста
Правила составления икебаны:

Существует три золотых правила составления букета, которым следуют как японские, так и европейские мастера:

1.Все элементы в икебане устанавливаются ассиметрично и являют собой некое подобие треугольника, причем элементы не должны находиться в одной плоскости.

2.Пропорции трех основных элементов букета предопределяются размерами сосуда - его диаметром и высотой.

3.При составлении букета желательно, чтобы сосуд сочетался с используемым материалом. Кроме того, сосуд должен быть однотонным.(Если у вас имеется ваза с рисунком, переверните ее на ту сторону, где нет рисунка.)

Для крупных веток, тяжелых цветов хороша грубая керамика. Полевые цветы прелестны в фаянсовых, деревянных сосудах, плетеных корзинках. Розы, тюльпаны, гвоздики, ландыши хороши в стеклянных, фарфоровых вазах.

В роли "вазы" можно использовать что угодно, вплоть до самых неожиданных предметов: детскую игрушку, подвернувшуюся корягу, кусок трубы, старую сковородку...
Веста
конструктивные элементы:

а)"син" - самая длинная ветка или цветок олицетворяет собой небо и имеет как бы руководящее начало.

а) [b] Соэ [/b](человек) должен быть равен примерно 2/3 элемента син (неба) и наклонен в ту же сторону, что и син.

б) Хикаэ - - земля. Третий элемент - - самый короткий. Его помещают спереди или немного сдвигают в сторону, противоположную той, куда наклонены соэ и син.

в) Ветка хикаэ также составляет 2/3 длины, только не син, а соэ.

г) Все элементы закрепляются в икебане таким образом, что кажутся ветвями одного растения.

д) В конце добавляется растительный материал второй степени значимости - так называемые заполнители.

Длина первого стебля всегда определяется таким образом: берется величина,равная сумме длины диаметра и высоты сосуда, и умножается на 1,5. Длина второго и третьего соответственно уменьшается на 2/3.

Место закрепления веток в сосуде определяется одной из четырех точек: справа или слева, спереди или сзади.

Правила пользования кэндзаном (приспособлением для закрепления цветов):

Ветки помещают между иглами кэндзана. Ветки срезают, по диагонали и расщепляют их. Рекомендуем ставить ветки сначала прямо, а потом уже медленно наклонять в нужную сторону. Слишком тонкие ветки советуем обернуть ваткой, а потом втыкать в кэндзан.

Если стебли цветка полые вложите аккуратно в стебель ватку или бумагу, а затем только втыкайте в кэндзан.

Вводят в кэндзан ветку, держа ее ближе к нижнему концу, медленно и осторожно. Если ветка тяжелая, поставьте поверх кэндзана что-то еще.

В качестве кэндзана удобен пиафлор (пористая губка). Ее замачивают в воде, а затем ставят на подставку с шипами. Если под рукой ничего подобного нет: используйте пластилин или полиэтиленовый пакетик с насыпанным в него керамзитом. Увлажните его и завяжите пакет, а стебёль ветки или цветка вставляйте в проткнутые предварительно отверстия. Знайте: особый шик - создать икебану вовсе без держателя.

Веста
Стили икебаны:

РИККИ. Структуру икебаны определяют ее стиль, школа и форма композиции. История искусства икебаны открывается созданием великолепного торжественного стиля, который получил название Рикки(дословно — «поставленные цветы»), что означает «стоящие цветы», высоко возвышались над своими узорчатыми бронзовыми сосудами, которые наряду с остальным украшением храмов привозили из Китая. Кончики ветвей, а также цветы, были устремлены в небо, символизируя веру. Постепенно становясь более гибкими и распространяясь в ширину вместо высоты, сложные рикки продолжали быть господствующей формой аранжировки в храмах и дворцах до создания правительства Камакура в конце XII в. Составители рикки исходили из положения, что цветы должны каким-то образом олицетворять священную гору буддистов Сумисен, символ вселенной. Аранжировку рикка часто называли «маленьким садом внутри дома», потому что художник в своей композиции создавал миниатюрный ландшафт.

СЕКА (СЕЙКА).
Этот новый и более простой стиль икебаны появился в XV в. наряду с архитектурными упрощениями. Строящиеся в этот период и большие строения, и маленькие домики отражали любовь к простоте. В домах сооружалась «токо-нома» - встроенный и стену альков, предназначенный для поклонения и содержащий произведения искусства (картины, свитки с иероглифами), а также икебану. Правила аранжировки в это время были упрощены, чтобы люди всех классов общества могли наслаждаться цветочной композицией своего собственного изготовления. Основу композиции в стиле сека составляют три главные ветки, дополненные более короткими веточками и цветами, размещенные в ряду друг за другом, но создающие эффект выходящих из единого ствола и не соприкасающихся со стенками вазы. Ассортимент секи ограничивается одним-двумя видами растений и редко достигает трех. Сека в переводе означает примерно то же, что и слово икебана, а именно: аранжированные цветы, живые цветы или умение выставить цветы в выгодном свете.

НАГЕИРЭ. Этот стиль появился в XVI в. в связи с созданием чайных домиков, где мастера чайной церемонии придавали менее формальный вид своим композициям из цветов. Благодаря этому появилась натуралистическая аранжировка, известная под названием «нагеирэ», что означает «вброшенные цветы». Также, как и композиция в стиле сека, она составляется из трех компонентов, образующих разносторонний треугольник. В отличие от секи, где формальная группа плотно прижата к кензану и ни одна часть аранжировки не касается стенок вазы, этот стиль позволяет применить более свободную аранжировку, при которой цветы могут лежать на ободке горла вазы. В нагеирэ применяют высокие вазы, в которых ветки и цветы закрепляют без каких-либо особых приспособлений, хотя существует несколько способов их фиксирования в вазах.

МОРИБАНА. Композиции в низких и плоских вазах, характеризующих стиль морибана, существуют около 80 лет. В стиле морибана (в переводе «нагроможденные цветы») в равной степени сочетаются формальный стиль рикка и натуралистический стиль нагеирэ, а также присутствует и дополнительный третий элемент — создание какого-то пейзажа или картины природы с тем, чтобы аранжировка производила впечатление ландшафта. Зелень и цветы используются более обильно, чем в аранжировках первых двух стилей. Морибана — это естественная форма выражения, направленная на воспроизведение в миниатюре пейзажа или части сада. Хотя в аранжировках морибана очевиден философский символ Небо — Человек — Земля, в них нет той традиционной сжатости и тех формальных сосудов, которые присущи аранжировкам классического стиля. Для составления икебаны в стиле морибана также используется кензан, представляя собой металлическую подставку с тяжелой основой и иголками, между которыми крепят цветы и ветки. Появление морибаны связывают с необходимостью украшения чуждых условности европейских домов, появившихся в Японии во второй половине XIX в., когда страна установила связи с западными странами. Эту задачу не смогли выполнить ни неподвижная формальная аранжировка стиля рикка, используемая чаще во время торжественных церемоний, ни натуралистическая нагеирэ, применяемая для украшения традиционного японского дома.

Многообразию форм, которые составляют композицию икебаны, не уступает ее цветовое богатство, которое имеет столь же глубокий символический смысл, как и геометрические фигуры и линии.

Символика цветов и деревьев, их сочетаний в икебане образует сложный язык. Так, сосна и роза — это вечная молодость и долголетие, сосна и родея (омото) — молодость и вечность, сосна и пион — молодость и процветание, пион и бамбук — процветание и мир, цветы капусты (хаботан), хризантема, орхидея — радость.

Бамбук является символом долголетия, так как он вечнозеленый, и конфуцианского принципа сыновней почтительности, так как, согласно легенде, молодые побеги бамбука появились внезапно в ответ на мольбы и слезы почтительного сына, который хотел исполнить желание старой матери: ей очень хотелось похлебки из побегов молодого бамбука…

Веста
Икебана своими руками

Для "син" выбирают самую красивую большую ветку. Длинна основной ветки в маленькой композиции должна равняться сумме диаметра и высоты вазы (d + h). Для средней по величине композиции она составляет полтора диаметра вазы плюс высота (3/2h + d) и для большой композиции - вдвое превышать размеры вазы (2d + 2h). Вторая ветка "соэ" равна 3/4 "син", а третья ветра "хикае" - самая короткая - равна 3/4 "соэ".

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
определение размера вазы

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
соотношение основных элементов композиции: 1 - "син", 2 - "соэ", 3 - "хикае", 4 - ваза, 5 - сопутствующие основным элементам части аранжировки в виде ветвей, листьев, цветов.
Веста
Главные элементы "син", "соэ" и "хикае" составляют основной скелет букета. Для усиления основных элементов добавляют ветви или цветы. Их можно использовать в любом количестве, но по длине они должны быть короче основных веток.

В зависимости от формы букета все основные элементы имеют определенный угол наклона и определенное расположение веток и цветов. Существует две основные формы икебаны: прямостоячая и наклонная, которые являются основой всех других форм. Прямостоячая форма: основную ветку "син" ставят прямо и наклоняют под углом 15° налево от себя. Вторую ветку "соэ" ставят под углом 45° и наклоняют так же налево вперед. Ветку "хикае" сразу накалывают под углом 75° направо вперед.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
На рисунке: определение угла наклона и расположение 3-х основных элементов в композиции: 1 - "син", 2 - "соэ", 3 - "хикае".

Наклонная форма отличается от прямостоячей размещением основной ветки. Основную ветвь "син" наклоняют под углом 45° вперед влево, вторую - "соэ" - влево под углом 15°, а третью - вправо под углом 75°. В высокой вазе цветы и ветки устанавливают по тем же правилам и схемам, как и в низкой. Высота ветки "син" определяется также диаметром и высотой вазы. Но длина ветки считается только от верхнего края вазы.

Веста
В икебане большое значение придается красоте линий. Прямые ветки почти не используют, предпочтение отдаётся неправильным, изогнутым формам, что делает композицию более динамичной и передаёт определённый эмоциональный настрой. Начиная составлять икебану, выберите самую высокую и красивую ветку или цветок. Важно так же, чтобы форма букета сочеталась с вашим интерьером. Гармоничными должны быть все элементы композиции.

При установке композиций в низких вазах для закрепления веток и цветов в нужном положении лучше всего использовать хорошую металлическую наколку. При составлении икебаны в высоких вазах наколки не употребляют, но чтобы установить ветки и цветы существует ряд способов. Первый способ: палочку диаметром 1,5 - 2 см и высотой немного меньше высоты вазы сверху расщепляют, в расщеп вставляю ветку, также предварительно расщепленную, или цветы и закрепляют тонкой проволокой в нужном положении. Второй способ: две палочки из мягкой древесины, равные по длине диаметру вазы в самом широком месте, закрепляют крест-накрест и вставляют внутрь вазы. Такая крестовина помогает удерживать цветы или ветки в нужном положении. Третий способ: ветку подрезают так, чтобы край ее упирался в стенку вазы и поддерживал ветку в нужном положении.





по материалам сайтов: http://www.flower-design.ru/ http://www.astrrem.ru/ http://etelien.ru/
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2022 IPS, Inc.