Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Наталья Гундарева
Израильский форум - Замок Чудес > КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО > ПОМНИМ И ЛЮБИМ
леденящеепламя
Родилась 28 августа 1948 года в Москве. Отец - Гундарев Георгий Макарович. Мать - Гундарева Елена Михайловна. Супруг - Филиппов Михаил Иванович, актер театра имени Вл. Маяковского.

Наталья Гундарева родилась и выросла в московской коммуналке на Таганке, в семье, где помнили лишения войны и преодолевали трудности послевоенных лет, где ценились труд и знания. Отец - Георгий Макарович, в юности батрачил, впоследствии многие годы работал на заводе малолитражных автомобилей, пройдя путь от рабочего до инженера. Мать - Елена Михайловна, многие годы работала в проектно-конструкторском бюро ЦНИИ строительства торговых и промышленных зданий инженером-проектировщиком - руководителем группы. Совершенно особое место в их жизни принадлежало театру. Родители были горячими поклонниками МХАТа, особенно любили Хмелева и Ливанова. Елена Михайловна участвовала в театральной самодеятельности своего института, играла в постановках, читала, пела. Нередко на репетиции и на спектакли она приводила и дочку. А первое посещение профессионального театра (спектакль МХАТа "Синяя птица") запомнился Наташе как нечто волшебное, праздничное: "Я не знала - ступать ли мне по полу в театре или летать".

леденящеепламя
Интерес к театру подогревала и школа. Особенно девочке нравилось читать пьесы "по ролям" на уроках литературы, а после занятий заниматься в различных кружках в районном Доме пионеров - драматическом, чтецком, пения. В 8-м классе Наталья Гундарева записалась в Театр юных москвичей при городском Доме пионеров, где впервые вышла на сцену в роли мамы в спектакле "Дикая собака Динго".

Несмотря на увлечение театром, Гундарева не собиралась быть актрисой. Тогда ей казалось, что это обычное детское увлечение. По примеру матери она готовилась стать инженером-строителем. В 1964 году после 10-го класса перешла в вечернюю школу и поступила чертежницей в конструкторское бюро. За два года работы стала помощником главного инженера проекта. Потом поступила на подготовительные курсы Московского инженерно-строительного института, начала успешно сдавать вступительные экзамены. "Вдруг забегает приятель, - вспоминает Наталья Гундарева, - и с ходу кричит: "Ты что, с ума сошла! Быстрее неси документы к нам в Щукинское!" Я почему-то послушалась".

Воспользовавшись тем, что мама уехала в отпуск, Наталья подала заявление в театральное училище и после сдачи экзаменов была зачислена на курс, которым предстояло руководить Юрию Васильевичу Катину-Ярцеву. Его помощниками, преподавателями актерского мастерства, стали ведущая артистка Театра имени Евг. Вахтангова, Народная артистка РСФСР Дина Андреевна Андреева и опытный педагог Александр Исаакович Биненбойм (Сабинин). Товарищами Гундаревой по курсу были Юрий Богатырев, Константин Райкин, Наталья Варлей - в будущем знаменитые актеры.

леденящеепламя
Наблюдательность, цепкая длительная память и целенаправленная фантазия с первых студенческих проб стали важным профессиональным качеством Гундаревой. Тогда же проявилось и еще одно ее свойство - трезвое, даже критическое отношение к самой себе, стремление преодолеть собственные слабости и недостатки. Памятуя о том, что еще во время вступительных экзаменов некоторые члены экзаменационной комиссии отмечали у нее отсутствие пластичности, Наташа по нескольку часов в день занималась танцем, сценическим движением, пластическими этюдами. Обладая врожденным чувством ритма и музыкальностью, она благодаря каждодневному труду обрела выразительную пластику, легкость, подвижность, что сделало ее одной из интереснейших исполнительниц ролей в мюзиклах и шоу-буфф.

Чтобы развить творческую индивидуальность Гундаревой Ю.В. Катин-Ярцев поручал ей самые разнообразные роли: это и комедийная роль Анджолетты в пьесе К. Гольдони "Бабьи сплетни", и трагикомическая роль Маттеи в спектакле итальянского драматурга А. Николаи "Зерно риса", и сдержанно сыгранная Елена Андреевна в "Дяде Ване" А.П. Чехова, и хозяйка великосветского салона Анна Павловна Шерер из "Войны и мира" Л.Н. Толстого. Уже в этих студенческих работах Катин-Ярцев отметил важную особенность творческой индивидуальности Гундаревой - ее высокую аналитическую способность, умение не только прочувствовать, но и осознать и обдумать нюансы характера своих героинь.

В годы учебы Наталья Гундарева не ограничивалась только профессиональными интересами. Как и другие студенты, она с удовольствием ходила в цирк и кино, посещала выставки и поэтические вечера в Политехническом музее, старалась не пропускать ни одной театральной премьеры. Особенно ей нравились постановки "Современника", Театра на Таганке, Театра имени Ленинского комсомола. Из всех академических театров она сразу выделила Театр имени Маяковского, где посмотрела охлопковских "Аристократов", "Смерть Тарелкина" в постановке П. Фоменко, "Разгром" в режиссуре М. Захарова и ошеломившие ее спектакли А. Гончарова "Дети Ванюшина" и "Трамвай желания". Поэтому в 1971 году после окончания Щукинского училища из всех предложений она выбрала именно этот театр. Театру имени Маяковского актриса остается верна и по сей день
леденящеепламя
Первые дни и недели пребывания в театре были тем периодом адаптации, который обычно предстоит проходить начинающим актерам - участие в массовых сценах, эпизодические роли, вводы в уже идущие спектакли. Гундаревой удалось сравнительно легко и безболезненно пройти этот путь. Она понимала, что ей необходимо еще многому научиться у знаменитых артистов охлопковской школы, составлявших тогда основной костяк труппы театра. Художественный руководитель театра великий Гончаров еще только присматривался к молодой актрисе, признавая, впрочем, что ее ждет интересная творческая перспектива.

Первые ответственные работы Гундаревой - вводы в спектаклях "Мария" А. Салынского (Василиса), "Конец книги шестой" Е. Брошкевича (Жена вора Каспара) и "Дети Ванюшина" С. Найденова (Катя) - показали, что новая исполнительница сумела органически войти в сложившийся творческий ансамбль. Несмотря на небольшой объем этих работ, маститые актеры благожелательно отнеслись к дебютантке, и А.А. Гончаров поручил ей одну из главных ролей в ближайшей новой работе театра - Варку в пьесе Ю. Яновского "Дума о Британке" (1972). Зрители тепло встретили спектакль. Образ Варки, созданный Гундаревой, привлек психологической достоверностью, убедительностью и обаянием молодости. Имя актрисы не раз упоминалось в рецензиях, а на Московском городском смотре творческой молодежи ее роль была отмечена премией - первой наградой Гундаревой на ее большом творческом пути.

Незадолго перед премьерой спектакля "Дума о Британке" произошли два значительных события в творческой биографии актрисы: она сыграла роль Марфеньки в телевизионном спектакле Леонида Хейфеца "Обрыв" по роману И. Гончарова и роль Надежки в кинофильме "Здравствуй и прощай", снятом режиссером В. Мельниковым по сценарию Виктора Мережко. Однако, несмотря на первые успехи в театре, кино и на телевидении, своим дебютом сама Наталья Гундарева считает роль Олимпиады Самсоновны (Липочки) в спектакле "Банкрот, или Свои люди - сочтемся" по пьесе А.Н. Островского.

Приступая к постановке, А.А. Гончаров назначил на все роли ведущих артистов, а некоторых молодых включил во второй состав. В этом дублирующем составе на роль Липочки и была названа Гундарева. За несколько дней до премьеры произошло непредвиденное: актриса, репетировавшая роль, срочно уехала в зарубежную поездку, и Гончаров поручил Гундаревой приступить к репетициям.

В многолетней практике режиссера не часто встречались ситуации, когда молодая актриса, не проведшая ни одной репетиции, всего лишь скромно сидевшая в стороне и наблюдавшая, как репетирует другая, досконально знает текст, все мизансцены, помнит все замечания режиссера, точно понимает предложенную им трактовку роли. Такой чудесный случай выпал на долю режиссера и актрисы. Гундарева не только исправно посещала все репетиции, но и внимательно вникала во все, что происходит на сцене, не отрывая глаз следила за режиссером и актерами. Ведь, как говорил еще К.С. Станиславский, заниматься своей работой не только в репетиционные часы, а все время, каждую минуту - одно из первейших условий успеха в актерской профессии.

В назначенный день премьера состоялась. "Это был, пожалуй, самый счастливый момент в моей жизни, - говорит Наталья Георгиевна, - когда все задуманное сбылось. Я выходила на сцену и ощущала, что мне все удается. Так бывает очень редко, но зато после я могу жить этим счастьем".

Спектакль имел шумный успех не только в Москве, но и в Ленинграде, Киеве, Новосибирске, в других городах страны, у зрителей Польши и Югославии, куда театр выезжал на гастроли. В многочисленных рецензиях, в зрительских отзывах первым среди других имен актеров называлось имя Гундаревой. Как говорил после спектакля знаменитый драматург Александр Володин, "при всем уродстве наглой, упоенной собой, хищной и жадной натуры, которую представила Наталья Гундарева, на сцене торжествовала игра, искусство, а в этой хамке и дуроломке Липочке колотилось счастливое необузданное сердце актрисы
леденящеепламя
Настоящая популярность приходит к Наталье Гундаревой в 1977 году, после выхода на экраны фильма "Сладкая женщина", в котором она сыграла свою первую главную роль в кино - Анну Доброхотову. Фильм вызвал широкий резонанс в обществе и целый поток откликов, в которых высоко оценивалась роль актрисы, создавшей столь жизненно достоверный и неоднозначный образ.

Созданный актрисой образ не оставил зрителя равнодушным, а заставил сопереживать, вместе с Анной искать ответ на мучивший ее вопрос, почему судьба обошлась с ней так жестоко. В зрительских письмах, хлынувших после показа картины, одни произносили гневные слова в адрес Анны, другие выражали горькое сочувствие ее человеческой беде, третьи признавались, что узнавали в Анне себя или своих близких. Гундарева же, показывая неспособность Анны изменить свои взгляды на жизнь, не раз отмечала в своем персонаже и немало привлекательного: напористость, трудолюбие, жизненную энергию. В этом, по мнению актрисы, и заключается драма Анны Доброхотовой.

После "Сладкой женщины" читатели журнала "Советский экран" назвали Гундареву лучшей актрисой 1977 года. К ней пришла всеобщая известность, и этот успех во многом задал уровень всех дальнейших работ актрисы.

Затем последовал калейдоскоп ролей, среди которых выделяются работы в картинах: "Подранки" (1977), "Вас ожидает гражданка Никанорова" (1978), "Смешные люди" (1978), "Осенний марафон" (1979), "Уходя - уходи" (1980), "Белый снег России" (1980), "Незваный друг" (1981), "Однажды двадцать лет спустя" (1981), "Одиноким предоставляется общежитие" (1984), "И жизнь, и слезы, и любовь" (1984), "Личное дело судьи Ивановой" (1986), "Аэлита, не приставай к мужчинам" (1988). Она снялась также во многих полюбившихся зрителям телевизионных фильмах: "Вишневый сад" (1976), "Театральные истории" (1976), "Доходное место" (1977), "Стойкий туман" (1977), "Капитанская дочка" (1978), "Труффальдино из Бергамо" (1978), "Отпуск в сентябре" (1979), "Мнимый больной" (1979), "Следствие ведут Знатоки". Дело 15-е. "Ушел и не вернулся" (1980), "О бедном гусаре замолвите слово..." (1980), "Дульсинея Тобосская" (1981), "Тупейный художник" (1981), "Хозяйка детского дома" (1984), "Дети солнца" (1985), "Жизнь Клима Самгина" (1988), "Сердце не камень" (1989). В сложные для кинематографа 1990-е годы актриса продолжает активно сниматься. Это фильмы: "Паспорт" (1990), "Собачий пир" (1990), "Искушение Б." (1990), "Небеса обетованные" (1991), "Чокнутые" (1991), "1000 долларов в одну сторону" (1991), "Курица" (1991), "Осколок Челинджера" (1992), "Личная жизнь королевы" (1993), "Заложники дьявола" (1993), "Альфонс" (1993), "Московские каникулы" (1995), "Вперед, гардемарины!" (1991), "Гардемарины-III" (1992), "Петербургские тайны" (1994-1996), "Хочу в тюрьму" (1998), "Райское яблочко" (1998), "Ростов-папа" (2000), "Саломея" (2001).

Перед Натальей Гундаревой никогда не стоял вопрос, что она любит больше - театр или кино. Для нее и театр, и кино, и телевидение есть Искусство, каждый вид которого имеет свою специфику, свои особенности творческого и технологического характера. Но к театру у нее по-прежнему отношение особое. Театр сформировал и открыл ее как актрису, принес ей первый успех. "Театр всегда был и будет сосредоточением духовной жизни людей. И в моей жизни он останется, наверное, главным" - это мнение самой актрисы.

леденящеепламя
мне нравятся все ее работы,но один из фильмов,запомнился больше всего(если не ошибаюсь,"Однажды двадцать лет спустя" (1981))Она сыграла роль матери-героини,да как сыграла!!! и это при том,что у нее не было своих детей...у нее был(на мой взгляд) дар нравиться людям,какую бы роль она не играла.
ЛЕО
QUOTE(леденящеепламя @ Nov 9 2005, 14:24)
мне нравятся все ее работы,но один из фильмов,запомнился больше всего(если не ошибаюсь,"Однажды двадцать лет спустя" (1981))Она сыграла роль матери-героини,да как сыграла!!! и это при том,что у нее не было своих детей...у нее был(на мой взгляд) дар нравиться людям,какую бы роль она не играла.
[right][snapback]14450[/snapback][/right]

ОНА-не просто актриса,она Героиня....
Наталья Гундарева
28 августа 1948 - 15 мая 2005

Окончила Театральное училище им. Б. Щукина (1971). Актриса Московского театра им. В. Маяковского. По результатам опросов журнала «Советский экран» признана лучшей актрисой 1977, 1981, 1984 годов. Лауреат Гос. премии СССР (1984 — за театральную работу), Лауреат Гос. премии РСФСР им. бр. Васильевых (1980 — за участиев в фильме «Осенний марафон»). Народная артистка РСФСР (1986).
Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1998).
Премия МКФ "Восток - Запад" в номинации "За лучший женский образ" (2000, Баку).

Снималась в фильмах:


В Москве проездом (1970)
Здравствуй и прощай (1973)
Ищу человека (1973)
Назначение (1973)
Осень (1975)
Сладкая женщина (1977)
Подранки (1977)
Труффальдино из Бергамо (1977)
Гарантирую жизнь (1978)
Обратная связь (1978)
Вас ожидает гражданка Никанорова (1978)
Смешные люди! (1978)
След на земле (1979)
Уходя - уходи (1979)
Отпуск в сентябре (1979)
Осенний марафон (1980)
Мнимый больной (1980)
Однажды, двадцать лет спустя (1980)
Белый снег России (1980)
Дульсинея Тобосская (1980)
О бедном гусаре замолвите слово (1980)
Следствие ведут знатоки (1980)
Незваный друг (1981)
Проданный смех (1981)
Детский мир (1982)
Одиноким предоставляется общежитие (1983)
Подросток (1983)
Хозяйка детского дома (1983)
Срок давности (1983)
И жизнь, и слезы, и любовь... (1984)
Дети солнца (1985)
Зимний вечер в Гаграх (1985)
Личное дело судьи Ивановой (1985)
Подвиг Одессы (1985)
Прощание славянки (1985)
Жизнь Клима Самгина (1987)
Аэлита, не приставай к мужчинам (1988)
Две стрелы. Детектив каменного века (1989)
Оно (1989)
Сердце не камень (1989)
Искушение Б. (1990)
Паспорт (1990)
Собачий пир (1990)
1000 долларов в одну сторону (1991)
Виват, гардемарины! (1991)
Затерянный в Сибири (1991)
Курица (1991)
Небеса обетованные (1991)
Чокнутые (1991)
Гардемарины-III (1992)
Осколок "Челенджера" (1992)
Альфонс (1993)
Заложники дьявола (1993)
Личная жизнь королевы (1993)
Петербургские тайны (1994-1995)
Московские каникулы (1995)
Милый друг давно забытых лет... (1996)
Хочу в тюрьму (1998)
Офис (2000) ТВ-сериал
Убей меня, голубчик... (произв)
Лолита
Всегда восхищалась этой замечательной актрисой - Натальей Георгиевной Гундаревой. Замечательный фильм "Одиноким предоставляется общежитие", в котором она сыграла главную роль, пересматривала несколько раз. Думаю, что таких актрис, какой была Наталья Гундарева не будет больше никогда.

user posted image
Brother
Действительно великая и несравненная post-6-1121952847.gif
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2022 IPS, Inc.