Стриптиз. немного истории[attachmentid=15940]
Древние греки не видели в наготе ничего предосудительного. Гетеры, жрицы богини Афродиты, перед танцем располагали складки на хитонах так. чтобы в нужный момент одежда соскользнула бы с тела. Умение ловко раздеться перед публикой преподавали наравне с науками в специальных школах, самая крупная из которых находилась в Коринфе.
При помощи танца жрица должна была довести зрителей-мужчин до сексуального экстаза. Полученное таким образом семя приносили в жертву богине любви. При этом зрители не могли ни прикасаться к танцовщице, ни лаже двигаться с места. Древних греков не заботило, нравственно ли ведут себя раздевающиеся в танце гетеры или нет для них нравственно было все, что красиво.
В Индии танец с раздеванием также был частью религиозного культа. Небесные танцовщицы-апсары в индийской мифологии были женами богов. Их скульптурные изображения соседствуют в индуистских храмах с эротическими барельефами из Камасутры. Земным воплощением апсар считались танцовщицы-девадаси, пляски которых рассказывали о любовных встречах богов с земными женщинами.
Девадаси жили при самых богатых и посещаемых храмах и не имели права выходить замуж. Родители сами посвящали своих дочерей богам. С пяти-шести лет девочки жили отдельно от семьи и обучались таинствам танца. Это занимало много времени: ведь каждый жест танцовщицы имел особый чувственный смысл. На церемонии посвящения в девадаси - символическам бракосочетании с богом - девушки должны были полностью раздеться. В некоторых храмах они даже подвергались ритуальной дефлорации. Чтобы преодолеть стыдливость юных «невест», жрецы использовали одурманивающие благовония. Девадаси очень заботились о совершенстве своего тела. Чтобы грудь не теряла формы, девушки надевали на нее специальный легкий деревянный каркас из двух половинок, застегивающийся на спине. Он был украшен позолотой и бриллиантами и подчеркивал все прелести юного тела. Иногда девушки скидывали его и танцевали обнаженными до пояса. Но обычая полностью раздеваться во время танца у девадаси не было.
В Египте традиция обнажаться во время танца была связана с культом Осириса -бога, который олицетворял жизненную силу природы. Этот культ зародился в древнейшие времена и сохранялся до I века до н. э. Его последовательниц называли алмеями, от арабского al-meh - «образованная женщина». Алмея начинала танец в легком плаще, который почти сразу же сбрасывала. Потом она освобождалась от тонкого шелкового платья и оставалась в полупрозрачной короткой сорочке и шароварах. Обнаженный живот считался символом жизни, поэтому алмеи танцевали даже на семейных праздниках. Выступление полуголой танцовщицы на свадьбе сулило молодой жене счастливое материнство. Из Египта эротический танец с раздеванием распространился на весь Восток. Уже в XVIII веке французский историк Савари писал об алмеях: «Непристойность их поз иногда переходила всякие границы, их взгляды, их жесты были так выразительны, что не понять их было нельзя. Едва начинается танец, они сбрасывают вместе со своим плащом и стыдливость своего пола». Еще более откровенными были танцы египетских цыга- нок - гавази. Танцуя на рынках и площадях перед простым народом, они скидывали с себя все. что только можно. Даже рукава на их платьях отстегивались.
Я не для вас раздеваюсь, а так вижу себя в этом мире, - говорила
Мата Хари. До того как заняться восточными танцами и международным шпионажем, голландка Маргарет Зелле успела побывать и мужней женой, и наездницей в цирке. Индийское имя Мата Хари - «божья танцовщица» - придумал ей хозяин светского салона месье Гримэ, знаток Индии. С его легкой руки Маргарет начала танцевать экзотические танцы. В январе 1905 года она впервые разделась перед зрителями и поразила парижскую публику чувственными изгибами смуглого тела. Мата Хари блистала в самых роскошных домах Парижа. Сама она признавалась: «Если люди и приходили на мои выступления, то лишь потому, что я отважилась предстать перед ними без одежды».
Айседора Дункан, не желая уступать Мата Хари ни в чем, тоже не стеснялась танцевать с обнаженной грудью. После покорения Европы и Америки возлюбленная Сергея Есенина отправилась завоевывать революционную Россию. В начале века она вышла на российскую сцену без чулок и в прозрачном газовом платье на манер греческого хитона с разрезами по бокам. Дункан проповедовала культ совершенного тела и щедро показывала его. Не успела публика оправиться от шока и как следует насладиться обнаженными ножками Айседоры, как выяснилось, что ноги - это не все, что можно обнажить ради искусства. Две абсолютно голые ученицы Дункан Елена Рабенек и Ольга Десмонд представили московским зрителям смелый танец под «Революционный этюд» Шопена. На их последующие выступления невозможно было достать билетов. В битвах за заветными пропусками в мир иностранной экзотики насчитывались десятки жертв. В конце концов городская управа, проявляя заботу о нравах жителей, выступления запретила.
Были алмеи и у евреев. В танцовщицы шли девушки из знатных семей. Они получали прекрасное образование и пользовались большим уважением. В Евангелии рассказывается о том, как пляска с раздеванием очаровала сынов Израиля. В 39 году нашей эры на дне рождения иудейского царя Ирода гостей развлекала его правнучка, танцовщица
Саломея. После «танца семи покрывал», которые красавица сбрасывала с себя одно за другим, восхищенный царь заявил, что даст ей все, что она пожелает. По наущению матери Саломея потребовала голову Иоанна Крестителя. Эта просьба была исполнена. Так Саломея - может быть, впервые в истории - использовала ! стриптиз как орудие мести. Танец с раздеванием начал превращаться из священного ритуала в источник личной выгоды для исполнительницы.
Византия охотно перенимала обычаи, развлечения и зрелища и у Греции, и у стран Востока. Обряды христианской религии обходились без эротических танцев, зато пиры - никогда. Знаменитая византийская императрица
Феодора (500-548 гг.), супруга Юстиниана Великого, по утверждению историка Прокопия, до принятия трона была циркачкой и «развлекала толпу обнажением и развратными жестами». Зеленоглазая бестия Феодора появлялась на арене только в шелковом шарфе, завязанном спереди наподобие пояса, и сетовала, что ей не позволяют выступать совсем обнаженной. Ей доставляло удовольствие идти наперекор общественному вкусу. Например, темные волосы считались в Византии признаком порядочности и домовитости, а коллекция будущей императрицы насчитывала несколько десятков искусственных париков всех оттенков. На пирах она красовалась с голубыми локонами, присыпанными золотой пудрой.
После Первой мировой войны
танец «томительного обнажения», как его тогда называли, стал очень популярен в европейских странах. Он воспринимался уже не как непристойность, а как искусство. Творческие эксперименты Айседоры Дункан, Мата Хари и других исполнительниц гремели по всему миру. Трудно поверить, но в те времена немецкая стриптизерша
Анита Бербер (1899-1928 гг.) была более известна, чем Марлен Дитрих! Названия ее номеров шокировали публику: «Морфий», «Труп на столе анатома». Это был стриптиз с привкусом жути. Однако слово «стриптизерша» уже перестало быть синонимом слова «проститутка».
Сегодня обнажение на сцене - увлекательное творческое занятие, которое приносит удовольствие и зрителям, и исполнителям. В 1996 году на экраны вышел фильм «Стриптиз» с
Деми Мур в главной роли. Это история о мужественной матери-одиночке, которая пошла работать стриптизершей в ночной клуб, чтобы про- кормить ребенка. Попутно она становится жертвой происков своего бывшего мужа-карманника, ищет похищенную негодяями дочь, участвует в политических интригах -и танцует, танцует, танцует... За участие в фильме Деми Мур заплатили 12 миллионов долларов. Этот неслыханный для того времени гонорар сделал ее самой высокооплачиваемой актрисой мира. Продюсеры фильма так хотели заполучить Деми, что не удосужились выяснить, умеет ли она исполнять стриптиз. Уже после подписания контракта выяснилось, что все-таки не умеет, но за такую сумму готова научиться. В компании своего хореографа Деми отправилась в поездку по злачным местам Америки. «Я ожидала увидеть рассадники порока, где пьяные девки выделываются перед толпой извращенцев, - позже делилась она впечатлениями. - А увидела респектабельные клубы с приличной публикой и замечательными танцовщицами, похожими на проституток куда меньше, чем иные актрисы. Они вовсе не эксплуатируемые жертвы мужской похоти. Наоборот, это они эксплуатируют мужчин».