![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Я тут живу ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Администратор Сообщений: 46979 Регистрация: 16.7.2005 Из: Израиль Пользователь №: 10 ![]() |
Осмелюсь предположить: все мы хотим, чтобы наши статьи и мысли в них читатель воспринимал именно так, как мы задумывали. И многие из нас хорошо знают, как легко обнаружить недостатки в чужих текстах и как трудно – в своих. Попробую в двух статьях (одной маловато будет) раскрыть секреты умения видеть текст чужими глазами. Тема эта несложная, но потребует некоторых интеллектуальных усилий, ведь нам предстоит заняться не чем иным, как формированием стилистического мышления и выработкой навыков распознавания и ликвидации стилистических ошибок.
Ну, если я не слишком вас напугала, приступим к первому занятию. Важный навык для пишущего – умение различать первоначальное и окончательное восприятие текста. Текст ясен, если он верно понимается читателем сразу же, без повторного перечитывания. Когда же читателю может потребоваться повторное перечитывание? Речевых ситуаций, провоцирующих искаженное понимание смысла письменного высказывания, несколько. Мы будем говорить только об одной из них. СМЕЩЕННОЕ ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ Прочитайте предложения: 1. У одних писателей портрет дается более подробно, у других – речевая характеристика. 2. Гоголь вначале сравнивает Собакевича с медведем, а потом называет его этим словом. Позвольте я угадаю: в первом случае вы поставили логическое ударение на словах «более подробно». И только дочитав до конца и перечитав предложение, вам удалось снять ошибку. Действительно, пишущий хотел выделить слово «портрет». Во втором случае вы сделали акцент на сочетании «с медведем», а пишущий делал его на слове «сравнивает». Почему автор приведенных выше предложений написал их так? И почему вы прочитали иначе? Пишущий, произнося свой текст про себя, всё выделил правильно – так ему казалось. Да, в устной речи мы можем поднажать на ключевое слово интонацией, и, читая собственный текст, мы всегда знаем, какое слово мы логически выделяем. Но читатель об этом не знает, не догадывается. Запомним правило! Читатель всегда видит логически ударное слово справа, в конце предложения. Итак, нам недостаточно знать самим, на каком слове мы ставим логическое ударение в собственном тексте. Нам надо еще и просигнализировать об этом читателю. Как это можно сделать? Существует три приема выражения логического ударения в письменной речи: 1. Перемещение выделяемого слова в ударную позицию (позиционный способ). 2. Добавление слов-усилителей (лексический способ). 3. Использование шрифтовых и знаковых средств (графический способ). Сегодня мы успеем поговорить только о позиционном способе. В свое время высказывалось множество мнений о том, какая именно позиция в предложении является логически ударной. Не стану вас утомлять перечислением этих мнений. Эксперименты показали: логическое ударение слову придает именно конечная позиция. Если мы пишем: «Человек сидел в кресле» – значит, хотим подчеркнуть, что человек сидел именно в кресле, а не на стуле и не на полу. Стоит написать «В кресле сидел человек», как выделяется слово «человек» (то ли его, этого человека, вообще не должно было быть, то ли в кресле мог сидеть и кто-нибудь другой). -------------------- "Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи"
Раневская |
|
|
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 20.7.2025, 9:35 |
![]() |
Все права защищены © Мистика Алла 2005 По вопросам рекламы обращаться по телефону (972)054-695-90-23 или на электронную почту. |