IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
ОтветитьСоздать новую тему
> Психология индивидуальности
sirena
сообщение 19.4.2008, 17:27
Сообщение #1


Я тут живу
********

Группа: Администратор
Сообщений: 46979
Регистрация: 16.7.2005
Из: Израиль
Пользователь №: 10



Психология индивидуальности (ее также называют дифференциальной или психологией индивидуальных различий) изучает личностные и интеллектуальные особенности людей. Характер, мышление, память, внимание, самооценка, темперамент, способности и одаренность и многое другое – вот что подвергается исследованию при помощи экспериментов, тестов, наблюдений и самонаблюдения. Результаты исследований в области дифференциальной психологии важны на практике: для обучения и воспитания, профориентации и определения профессиональной пригодности, для психотерапевтической работы.


Формирование личности
Единого определения личности не существует: слишком много наук и научных школ интересуется личностью, и каждая предлагает собственное определение. В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических концепциях личность – это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.

Формирование личности
Впрочем, несмотря на обилие подходов к пониманию личности, существуют вполне определенные критерии сформировавшейся личности.

Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия. Иначе говоря, если он способен преодолевать свои непосредственные побуждения ради чего-то другого. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Этому ребенок учится в дошкольном возрасте. Хорошо известен эксперимент, получивший название «эффекта горькой конфеты». Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора невыполнимое задание: достать, не вставая со стула, вещь, которая лежит в другом конце комнаты. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных попыток ребенок встает, берет нужную вещь и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказалась для него «горькой».

О чем свидетельствует этот эксперимент? Ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мотивов. Один его мотив – взять интересующую вещь (непосредственное побуждение); другой – выполнить условие взрослого («социальный» мотив). В отсутствие взрослого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка — свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца.

Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству своим поведением. Он формируется в подростковом возрасте и выражается в стремлении осознавать свои мотивы и управлять ими.

Личностный рост
Личностный рост – одно из измерений психологического благополучия личности. Субъективно он выражается чувством непрекращающегося развития, самореализации, личной экспансии. Личностный рост обнаруживается также во все большей открытости человека по отношению к внешнему и внутреннему миру, элементам нового опыта. Личностный рост связан с ощущением все большего самопознания и самосовершенствования, все большей эффективности себя и своего поведения. Процесс личностного роста противоположен состояниям скуки, апатии, депрессии, стагнации.



--------------------
"Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи"
Раневская
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
sirena
сообщение 19.4.2008, 17:28
Сообщение #2


Я тут живу
********

Группа: Администратор
Сообщений: 46979
Регистрация: 16.7.2005
Из: Израиль
Пользователь №: 10



Интеллект
Интеллект – общая способность к познанию и решению проблем. Под интеллектом также понимается система всех познавательных способностей человека (восприятие, память, мышление, воображение) и способность к решению проблем без проб и ошибок в уме. Впрочем, существует немало парадоксальных определений интеллекта, созданных психологами. «Интеллект – то, что измеряют тесты интеллекта», - уходил от ответа Альфред Бине, когда его просили рассказать, что же это такое. Еще более изящное определение принадлежит Мак Нимару: «Всякий человек знает, что такое интеллект. Это то, чего нет у других!».

Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них, интеллект - черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. В соответствии же со второй точкой зрения интеллект связан со скоростью восприятия или реагиро­вания на внешние стимулы. Еще в 1816 году немецкий астроном Бессель утверждал, что он может определить уровень интеллекта своих сотрудников по скорости их реакции на световую вспышку.

В 1885 году Дж. Кеттел разработал с десяток более «психологич­ных» тестов, которые он назвал «ментальными». В этих тестах опреде­лялись быстрота рефлексов, время реакции, время восприятия опреде­ленных раздражителей, болевой порог при надавливании на кожу, число букв, запоминаемых после прослушивания буквенных рядов, и т. п. С помощью этих тестов Кеттел определил параметры реакций на раздражители разной силы.

В тестах, которые были разработаны позже, показателем эффектив­ности служило время, затраченное испытуемым на решение предложен­ных задач. Главным измерительным прибором психологов стал хроно­метр: чем быстрее справлялся с заданием испытуемый, тем больше он набирал очков.

Между тем ученые, разработавшие первые прообразы современных тестов на интеллект, рассматривали это свойство более широ­ко. По их мнению, человек, обладающий интеллектом - это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто благодаря своему «здравому смыслу» и «инициативности» может «приспосабливаться к обстоятельствам жизни».

Эту точку зрения разделял и Векслер - ученый, создавший в 1939 году первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что «интеллект - это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т.е., короче говоря, «успешно меряться силами с окружающим миром». Сегодня большинство психологов согласны именно с этим определе­нием интеллекта, который рассматривается как способность индивиду­ума адаптироваться к окружающей среде.

Выделяются три формы интеллектуального поведения:

- Вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное)

- Способность решать проблемы

- Практический интеллект (умение добиваться поставленной цели).


--------------------
"Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи"
Раневская
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
sirena
сообщение 19.4.2008, 17:28
Сообщение #3


Я тут живу
********

Группа: Администратор
Сообщений: 46979
Регистрация: 16.7.2005
Из: Израиль
Пользователь №: 10



Характер
В психологии понятие «характер» трактуется неоднозначно. Особенно когда встает вопрос, в каких отношениях находится характер, темперамент и личность. Одни считают, что характер равен темпераменту, другие, что характер – это синоним личности, третьи утверждают, что сама личность – это специфическая часть собственного характера.

В узком смысле слова характер определяется как совокупность устойчивых свойств человека, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

Как же отличить характер от личности и темперамента? Анализ житейской терминологии показывает нам, что это три совершенно разные вещи. Так, например, прилагательные, которыми описывают личность и характер, совершенно различаются. Про характер говорят: тяжелый, легкий, мягкий, уступчивый, золотой. О личности же – выдающаяся, творческая, серая, преступная. В истории хорошо известны великие люди с плохим характером: тяжелый характер был у Достоевского, крутым нравом отличался физиолог Павлов. Но это совершенно не помешало им стать выдающимися личностями. Иначе говоря, разница между личностью и характером в том, что характер – это то, как действует человек, а личность – это то, ради чего он действует.

Характеры различают по определенности и цельности. У людей с определенным характером доминирует одна или несколько ярко выраженных черт. У людей с неопределенным характером они выражены очень слабо.

Цельные характеры отличаются отсутствием противоречий между осознанием целей и самой деятельностью, единством мыслей и чувств. У человека с противоречивым характером убеждения и деятельность находятся в разладе, присутствуют несовместимые мысли и чувства, , цели и мотивы, желания и побуждения.

В структуре характера выделяется две группы черт. К первой группе относятся те, которые отражают взаимоотношения человека и действительности – отношение к окружающим, к работе, к самому себе. Ко второй группе черт характера относятся волевые черты: целеустремленность, решительность, настойчивость, самообладание, и т.д.

Раздел психологии, задачей которого является описание типов характеров, называется характерологией. Первые работы этого направления содержали небольшое количество типов. Так Юнг, например, выделял два основных типа характера: экстравертированный и интровертированный. Со временем количество типов увеличивалось: например, Ганнушкин описал уже 7 типов характера, Леонгард – десять, Личко – одиннадцать.



--------------------
"Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи"
Раневская
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
sirena
сообщение 19.4.2008, 17:29
Сообщение #4


Я тут живу
********

Группа: Администратор
Сообщений: 46979
Регистрация: 16.7.2005
Из: Израиль
Пользователь №: 10



Мышление
Мышление – это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, а в более общем смысле - психический процесс отражения действительности. Важную роль для мышления играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).

Виды мышления
Наглядно-действенное мышление – способность решать практические задачи, оперируя необходимыми для этого предметами. Часто этот вид мышления называют низшим, элементарным. Оно обнаруживается в поведении детей или животных. Однако исследования показывают, что наглядно-действенное мышление свойственно также многим видам профессиональной деятельности. С его помощью решают довольно сложные задачи изобретатели, хирурги, руководители, полководцы.

Наглядно-образное мышление. В основе этого типа мышления лежит разрешение проблемной ситуации с помощью образа предмета, воспроизведенного по памяти или в воображении.

Комплексное мышление строится на основе обобщений. Свойственно детям или народам, находящимся на первобытной стадии развития. При комплексном мышлении один и тот же предмет или явление могут входить в самые разные комплексы.

Визуальное мышление – способ решения интеллектуальных задач с опорой на мысленные визуальные образы. Результатом визуального мышление часто является создание новых образов и визуальных форм.

Образное мышление – достаточно сложный тип мышления. Образному может предшествовать наглядно-действенное мышление для отбора предметного содержания образа. Когда образному мышлению предшествует наглядно-образное, происходит абстрагирование и построение концептуальной модели.

Практическое мышление совершается в ходе практической деятельности. В отличие от теоретического мышления, направленного на решение отвлеченных задач, практическое мышление сопряжено с решением практических вопросов и основано на обобщении практического опыта.

Стратегии мышления
При решении любых задач мы используем одну из трех стратегий мышления.

Случайный перебор. Эта стратегия соответствует методы проб и ошибок. То есть, формулируется предположение (или делается выбор), после чего оценивается его правомерность. Так предположения выдвигаются до тех пор, пока не найдется верное решение.

Рациональный перебор. При такой стратегии человек исследует некое центральное, наименее рискованное предположение, а затем, изменяя каждый раз по одному элементу, отсекает неверные направления поиска. Кстати, на этом принципе функционирует искусственный интеллект.

Систематический перебор. При этой стратегии мышления человек охватывает умом всю совокупность возможных гипотез и систематически анализирует их одну за одной. Систематический перебор используется в повседневной жизни редко, но именно эта стратегия позволяет наиболее полно разработать планы долговременных или сложных действий.


--------------------
"Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи"
Раневская
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
sirena
сообщение 19.4.2008, 17:29
Сообщение #5


Я тут живу
********

Группа: Администратор
Сообщений: 46979
Регистрация: 16.7.2005
Из: Израиль
Пользователь №: 10



Память
Память – это закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта. Память служит основой для приобретения знаний и навыков и создает возможность для обучения и развития психики.

Структура памяти
Сенсорная память – самый примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Информация в ней задерживается не более, чем на четверть секунды: за это время решается вопрос, привлечет ли она внимание высших отделов головного мозга. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами.

Кратковременная память. В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременное хранение. Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также емкостью, то есть способностью одновременно хранить определенное число разнород­ных элементов информации. В среднем емкость кратковременной памяти ограничена семью элементами.

Долговременная память. Из тех нескольких элементов, которые ненадолго задержи­ваются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в памяти долговременной. Емкость и длительность долговременной памяти в принципе без­граничны. Они зависят от того, насколько важна для человека запоминаемая информация, а также от способа ее кодирования, систематизации и, наконец, воспроизведения.


--------------------
"Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи"
Раневская
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
sirena
сообщение 19.4.2008, 17:30
Сообщение #6


Я тут живу
********

Группа: Администратор
Сообщений: 46979
Регистрация: 16.7.2005
Из: Израиль
Пользователь №: 10



[b]Внимание
Внимание проявляется в любой сознательной деятельности человека в большей или меньшей степени. Внимание – это сосредоточенность сознания и его направленность но что-либо, имеющее значение для человека. Внимание улучшает результат других психических процессов – таких, как запоминание, мышление, воображение, но не существует само по себе.

К свойствам внимания относят его устойчивость, концентрацию, распределение, объем и переключение.

Концентрация внимания означает то, насколько интенсивно человек способен сосредоточиться и отвлечься от всего, что не входит в поле внимания. Глубокая концентрация внимания полезна при работе над одной задачей, а также в тех случаях, где от человека не требуется быстрая деятельность. А вот там, где требуется быстрое переключение внимания, глубокая концентрация может привести к ошибкам.

Распределение внимания нужно нам в тех случаях, когда одновременно выполняется несколько действий – например, при обучении вождению. Главное условие успешного распределения внимания в том, что хотя бы одно действие должно быть автоматизировано, доведено до уровня навыка. Например, достаточно просто слушать музыку и вязать. Гораздо сложнее выполнять одновременно несколько видов умственной деятельности: например, обдумывать проблему и слушать выступление на совершенно другую тему.

При экспериментальном изучении внимания учитывается и его объем. Это количество несвязанных объектов, которые могут восприниматься одновременно, ясно и отчетливо. У взрослого объем зрительного внимания составляет 3-5 (редко 6) объектов. У младших школьников 2-4 объекта. Объем слухового внимания обычно на единицу меньше. Тренировка лишь стабилизирует результаты на верхнем пределе. Впрочем, объем внимания зависит еще и от знакомства с материалом, заинтересованности.

Переключение внимания отличается от отвлечения тем, что оно выполняется человеком осознанно. Стало быть, нельзя простой перенос внимания на другой объект считать переключением: оно должно быть связано с постановкой новой цели. Первоначально считалось, что способность переключать внимание является врожденной и доступна немногим людям. Позже было показано, что специальная тренировка может улучшить переключаемость внимания.

При высокой концентрации внимания, его переключение затруднено. Это приводит к рассеянности, которая бывает двух видов.

Во-первых, существует неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание – оно постоянно «скользит», человек все время отвлекается. Одной из причин такой рассеянности может оказаться избыток всевозможных неглубоких интересов.

Во-вторых, существует рассеянность как односторонняя сосредоточенность сознания, когда человек не замечает того, что с его точки зрения представляется незначительным. Классический пример – рассеянность ученого, поглощенного своими трудами и не игнорирующего разные «мелочи жизни».

Устойчивость внимания – это длительность сосредоточенности сознания. От чего она зависит? Когда объект внимания не доставляет новых впечатлений, внимание отвлекается от него. Следовательно, внимание можно удержать, только постоянно раскрывая в объекте внимания новое содержание.

Жорж Кювье утверждает, что гений – это в первую очередь внимание. Он пишет, что интеллект, бедный знаниями, неподвижный и неоригинальный, вряд ли сможет долго сосредотачивать внимание на одном предмете. Поэтому можно сказать, что не внимание создает гения, а гениальность позволяет сохранять устойчивое внимание, находить все новые и новые стороны в привычных вещах.

Другими факторами устойчивости внимания являются:

- интерес к материалу

- связь изучаемого материала с потребностями личности

- содержательность и сложность выполняемой работы

- комфортные или отвлекающие условия, в которых проходит работа

- особенности личности (например, темперамент и волевые качества).


--------------------
"Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи"
Раневская
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
sirena
сообщение 19.4.2008, 17:31
Сообщение #7


Я тут живу
********

Группа: Администратор
Сообщений: 46979
Регистрация: 16.7.2005
Из: Израиль
Пользователь №: 10



Самооценка
Самооценка – ценность, значимость, которыми наделяет себя человек как целиком, так и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Основу самооценки составляет система ценностей индивида.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха или неуспеха, для уровня притязаний. Самооценка может быть разного уровня осознанности.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

- По уровню: высокая, средняя и низкая;

- По соотношению с реальной успешностью: завышенная и заниженная;

- По особенностям строения: конфликтная и бесконфликтная. Неустойчивость, конфликтность самооценки возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте.

Достаточно высокая, устойчивая и вместе с тем вполне самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретенного опыта, оценок окружающих, смены критериев, и т.п.) является оптимальной для развития и для продуктивной деятельности. И наоборот, отрицательное влияние на человека оказывает как чрезмерно устойчивая негибкая самооценка, так и сильно колеблющаяся, неустойчивая.

Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе.

Сохранение сформировавшейся, привычной самооценки становится для человека потребностью. С этим связан ряд важных самооценочных феноменов, таких, как дискомфорт успеха или аффект неадекватности (т.е. игнорирование факта своего неуспеха и стремление сохранить сложившуюся высокую самооценку).


--------------------
"Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи"
Раневская
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
sirena
сообщение 19.4.2008, 17:31
Сообщение #8


Я тут живу
********

Группа: Администратор
Сообщений: 46979
Регистрация: 16.7.2005
Из: Израиль
Пользователь №: 10



Темперамент
Темпераментом называется соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности. Термин произошел от латинского temperamentum – соотношение частей. Тип темперамента является врожденным свойством нервной системы, но может немного измениться под влиянием условий жизни или воспитания.

Первым интерес к темпераменту проявил древнегреческий врач Гиппократ. Он выделил четыре типа, которые понимались им в чисто физиологическом плане. Однако его классификация людей на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов продержалась в психологии достаточно долго и впоследствии была дополнена психологическими характеристиками.

Сангвинический темперамент
Сангвиник легко сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке. Его речь – громкая, быстрая, отчетливая, сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент отличается некоторой двойственностью. Если раздражители постоянно меняются, и постоянно поддерживается смена впечатлений, сангвиник проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, сангвиник теряет интерес к делу, становится вялым и безразличным. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательства, но они не отличаются длительностью и глубиной – они могут исчезнуть так же быстро, как и появились, или смениться на противоположные.

Флегматический темперамент
Человек этого темперамента медлителен, спокоен, уравновешен. В работе он проявляет основательность, продуманность, упорство. Флегматик, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Его чувства внешне выражаются слабо. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое, он спокойно воспринимает любые события и явления. Флегматика нелегко вывести из себя или задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но флегматику стоит развивать в себе и другие качества: подвижность, активность, не допускать вялости и инертности, которые могут легко сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека с таким темпераментом могут развиться безразличное отношение к работе, к условиям жизни, к самому себе.

Холерический темперамент
Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, вспыльчивости, раздражительности. У холерика торопливая речь, резкие жесты. Неуравновешенность, свойственная холерику, проявляется и в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но запас нервной энергии может быстро истощиться у такого человека, и тогда может наступить резкий спад деятельности: воодушевление и подъем исчезают, настроение резко падает.

В общении с людьми холерик может допустить резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто ему не дает возможности объективно оценивать поступки людей. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание таких людей в коллективе.

Меланхолический темперамент
У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители. Длительное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и вовсе прекращает ее. В работе меланхолики обычно пассивны, мало заинтересованы (ведь заинтересованность тоже связана с напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у таких людей возникают медленно, зато отличаются глубиной, силой и большой продолжительностью. Меланхолики весьма уязвимы, тяжело переносят обиды и огорчения, хотя внешне их переживания не слишком выражаются. Они склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми людьми, часто смущаются и проявляют неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние.

Таким образом, каждому типу темперамента свойственно свое сочетание психических свой, активности и эмоциональности. Физиолог Павлов разработал теорию о связи темперамента с типом нервной системы. Он выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность (то есть, баланс между торможением и возбуждением) и подвижность нервных процессов (то есть, скорость, с которой происходит смена одного нервного процесса другим). Получилась следующая схема.

- Сангвинический темперамент обладает сильным уравновешенным быстрым типом нервной системы.

- Флегматический темперамент обладает сильным уравновешенным медленным типом нервной системы.

- Холерический темперамент обладает сильным неуравновешенным типом нервной системы.

- Меланхолический темперамент обладает слабым типом нервной системы.

Однако на сегодняшний день деление на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов используется скорее в популярной психологии. Эта типология, строящаяся на учете общей активности человека (включая моторные проявления) и эмоциональности, считается устаревшей и нерелевантной для науки.

Вообще существует немало разночтений в понимании термина «темперамент». Многие психологи считают, что этот термин полностью заменим понятием «характер». Другие настаивают на том, что границы между характером и темпераментом в известной степени размыты, но, тем не менее, это разные характеристики личности.


--------------------
"Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи"
Раневская
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
sirena
сообщение 19.4.2008, 17:32
Сообщение #9


Я тут живу
********

Группа: Администратор
Сообщений: 46979
Регистрация: 16.7.2005
Из: Израиль
Пользователь №: 10



Способности и одаренность
Прежде чем говорить об одаренности, необходимо понять, чем она отличается от способностей.

Итак, способности определяются как индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности, но которые нельзя свести к знаниям, умениям и навыкам. Способности позволяют быстро и легко обучаться новым способам и приемам деятельности.

Иначе говоря, способности - то, что отличает одних людей от других. Во-вторых, способностями называют только те свойства, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Так, например, вспыльчивость, вялость, медлительность способностями считаться не будут. И, наконец, не надо путать способности с уже имеющимися знаниями и навыками. Способности базируются на врожденных задатках человека.

Типы способностей
Способности делятся на общие (к которым причисляют общий интеллект, креативность и обучаемость) и более специальные:

- Творческие (музыкальные, литературные, художественные);

- Инженерные

- Коммуникативные

- Научные (математические, лингвистические, и т.д.)

- Мнемические (способности к запоминанию)

- Имажитивные (яркое, хорошо развитое воображение).

Результаты психогенетических исследований показали, что от наследственности зависят в основном общий интеллект и некоторые специальные (например, математические) способности. В то же время креативность в большей мере зависит от влияния социальной микросреды.

Одаренность
Одаренность – это способности, позволяющие достичь сверхнормативных результатов к каком-либо виде деятельности. Одаренности «просто так» не существует: она должна реализовываться в какой-нибудь сфере.

Одаренность и способности проявляются в детстве. Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может обнаружиться одаренность к музыке, затем – к рисованию. Вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. В научной области раньше других проявляется одаренность к математике (почти все крупные ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками).

Одаренность ребенка, как и его отдельные способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки – только одно из условий; в огромной степени развитие одаренных детей зависит от окружающей среды.


--------------------
"Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи"
Раневская
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
sirena
сообщение 19.4.2008, 17:36
Сообщение #10


Я тут живу
********

Группа: Администратор
Сообщений: 46979
Регистрация: 16.7.2005
Из: Израиль
Пользователь №: 10



Итак. Человек-личность. Психология индивидуальности в общих чертах.
Согласны ли. Как вы определяете личность человека, на каком уровне человек расскрывается для вас как личность подходящая/неподходяшая вам. Как вы видите себя?

Тема бесскрайняя и психологическая. Потянем?


--------------------
"Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи"
Раневская
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение

ОтветитьСоздать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 8.7.2025, 10:37
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все права защищены © Мистика Алла 2005
По вопросам рекламы обращаться по телефону (972)054-695-90-23 или на электронную почту.