![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
![]() |
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#121
|
Гость ![]() |
Лодочник
Хозяин пригласил мастера покрасить лодку. Во время работы лодоч ник заметил дырку в днище, заделал её, закончил покраску, получил деньги и ушёл. А на другой день к нему примчался хозяин лодки. - Вот вам деньги за починку, - сказал он и протянул кошелёк с золотом. - За что? - удивился мастер, - я получил сполна! - Да, - подтвердил хозяин. - Но то были деньги за покраску лодки, а эти я плачу за ремонт. - За такой пустяк? - изумился лодочник. - Это отняло у меня немного времени. Я и не думал просить деньги за такую мелочь: - Эта мелочь, как вы её называете, - ответил хозяин лодки, - спасла жизнь моим детям. Я позабыл о дыре, расплатился с вами и ушёл по делам. А дети тем временем взяли лодку и уплыли в море. Я был в отчаянии, думал, они погибли! А когда дети благополучно вернулись, выяснилось, что их спасением мы обязаны вам: |
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#122
|
Гость ![]() |
Ложь и проклятия
Притча р. Леви: — Узнав о повелении Ноаху ввести в ковчег и представителей "всякой плоти", пришла и Ложь, стараясь прокрасться туда же. Но Ноах заметил ее и сказал: — В ковчег принимается и всякая нечистая тварь, но только "по паре". Иди же, сперва найди себе своего суженого. Пошла Ложь искать себе суженого, а навстречу — Проклятие. — Откуда, — спрашивает, — идешь ты? — Ходила я, — отвечает Ложь, — к Ноаху, а он говорит: "найди себе сперва пару". Не согласишься ли ты сочетаться со мною? — Чем же ты меня вознаградишь за это? — А вот чем. Составим договор, чтобы все приобретаемое мною, принадлежало тебе. На том и покончили. И с той поры все, что приобретается Ложью, становится достоянием Проклятия и гибели (Шохер Тов, 7). |
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#123
|
Гость ![]() |
Свойства вина
Посадил Ноах первую виноградную лозу. А Сатана пришел и спрашивает: — Что будет из этой посадки? — Виноградник, — ответил Ноах. — Не желаешь ли взять меня в компаньоны? Ноах согласился. Что же сделал Сатана? Привел к винограднику овцу, льва, обезьяну и свинью и, заколов их, поочередно полил виноградник их кровью. Человек, пьющий вино, обнаруживает поочередно же природные свойства всех названных тварей: вначале он кроток как овечка, потом становится отважным как лев, по мере опьянения начинает кривляться как обезьяна, и, наконец, валяется в грязи подобно свинье. Все это произошло и с праведным Ноахом (Танхума). |
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#124
|
Гость ![]() |
Идол
Терах занимался изготовлением идолов, которыми торговал на базаре. Однажды он поручил продажу своего товара Аврааму. Подходит на базаре человек к Аврааму и спрашивает: — Не найдется ли для меня подходящего бога? — А тебе какого надо? — спрашивает Авраам. — Видишь ли, — отвечает тот, — я богатырь и хотел бы приобрести себе бога-богатыря. Авраам снял истукан, помещавшийся выше остальных уговорит: — Вот этот самый для тебя подходящий. — Но разве он богатырь? — Глупец! — Отвечает Авраам. — Уж таков искони порядок среди идолов: который поставлен выше остальных, тот богатырем и слывет. Когда этот человек собирался уходить со своей покупкой, Авраам остановил его вопросом: — Скажи, сколько тебе лет? — Семьдесят. — И тебе, прожившему на свете семьдесят лет, не стыдно воздавать божеские почести идолу, сделанному день назад. Покупатель с презрением бросает идол, берет обратно деньги и уходит. Подошла женщина и передала Аврааму, в дар идолам, полную миску тонкопросеянной муки. Взял Авраам палку, разбил всех идолов, кроме одного, самого крупного, которому и вложил в руки палку. Приходит отец и спрашивает: — Как это произошло? Кто это сделал? — Расскажу, — отвечает Авраам, — ничего от тебя не скрывая. Дело было так: принесла женщина миску с мукою и просит принести в жертву идолам. Стал я совершать, как следует, жертвоприношение, а идолы и завели спор между собою, — один кричит: "я хочу поесть раньше", а другой: "нет, я раньше!" Но тут встал самый крупный идол и — видишь — разбил все. — Но ты издеваешься надо мною, — закричал отец, — разве способны эти... — Да? Так вдумайся же сам, отец, в слова свои... |
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#125
|
Гость ![]() |
Змея
"Одного человека ужалила змея. Побежал он к реке и бросился в воду, а в том месте увидел тонущего ребенка и спас его от смерти. Ребенок начал благодарить своего спасителя, но тот сказал: "Дитя, не я тебя спас, а спасла тебя змея. Ибо не укуси она меня, я бы не побежал к реке и не помог бы тебе выбраться из омута". |
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#126
|
Гость ![]() |
Нерадивый раб
Своим упорством фараон напоминает притчу про наказанного слугу: — Некто послал слугу на базар купить рыбу. Купленная рыба оказалась тухлой. За это хозяин предложил слуге на выбор одно из трех наказаний: съесть рыбу, либо получить сто ударов, либо же заплатить сто мин[3]. — Съем рыбу, — выбрал слуга. Принялся есть, но не успел окончить, как ему сделалось дурно. — Нет, — заявил он, — лучше уж получить сто ударов. На шестидесятом ударе он почувствовал, что больше ему не выдержать. — Остановитесь! — закричал он. — Плачу сто мин. Оказалось — он и тухлой рыбы наелся, и бит был, и денег лишился. |
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#127
|
Гость ![]() |
РАБСТВО И СВОБОДА
Притча раби Леви: — Некто имел участок земли, покрытый кучами мусора, и решил его продать. Купивший эту землю очистил ее от мусора и нашел на том месте родник превосходной воды. Насадил он виноград и гранатовые деревья, остальное место разбил на грядки под ароматические растения; посадки свои подвязал на тычинках; построил тут же башню и приставил к месту надежного сторожа. Прохожие не могли налюбоваться. Случилось побывать там прежнему владельцу. Видя, во что превратилась прежняя пустошь, он воскликнул: "Горе мне! Такое место я продал! Такой благодати я лишился!" Народ израильский, находясь в Египте, представлял собою пустошь, покрытую мусором. Свобода превратила их в вертоград цветущий — и слава их прошла по всему миру, как живой укор прежнему их поработителю, фараону (Шмот Раба, 20). |
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#128
|
Гость ![]() |
Отец и сын
Посадил отец своего сына себе на плечи и пошел ходить по базару. Заметит ребенок ту или другую вещь и говорит: "Купи мне это, отец!" Тот и покупает. Раз, другой, третий, — увидел ребенок товарища своего и вдруг спрашивает: "А не знаешь ли ты, где мой отец?" — "Глупец! — отозвался отец. — Сидишь у меня на плечах, я покупаю для тебя все, чего ты ни пожелаешь, и ты же у первого встреченного спрашиваешь: "не видал ли моего отца?" Взял и сбросил сына с плеч своих; подбежала собака и укусила ребенка". |
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#129
|
Гость ![]() |
Роза
Притча раби Иегуды бераби Шимон: Некто, имея сад, насаженный аллеями смоковниц, яблоней и гранатовых деревьев, сдал его арендатору. Придя туда через некоторое время, он нашел сад совершенно запущенным, заросшим терновником. Позвал он людей, чтобы вырубить терновник, но в это время среди колючих зарослей заметил пышноцветущую розу, издававшую упоительное благоухание. И он сказал: "ради одной этой розы я готов оставить все в этом саду нетронутым". На двадцать шестом поколении после миротворения воззрел Творец на мир и нашел его наводненным грехом и пороком; то же было и в эпоху Потопа, и в эпоху "Рассеяния". Заросшему терновником саду подобен был мир. Но в этом мире, как роза в заглохшем саду, расцвел Израиль в тот час, когда ему дан был Завет на Синае. И когда зазвучал народный голос: "Будем исполнять и слушать", Господь сказал: — Розы ради пощажу Я вертоград. Ради Торы и Израиля сохраню миру бытие его (Вайикра Раба, 23). |
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#130
|
Гость ![]() |
Зрячий и слепой
"Когда ты будешь зажигать светильники" — — Владыка вселенной! — говорили израильтяне перед Господом. — Ты светоч мира, Ты источник света, — и нам велишь Ты зажигать свет перед Тобою? Отвечал Господь: — Мне нет нужды в вашем свете, но Я желаю, чтоб вы светили Мне так же, как Я светил вам. Притча гласит: Шли одним путем зрячий со слепым. И сказал зрячий слепому: — Когда мы войдем в дом, ты зажжешь свечу и посветишь мне. — Помилуй, друг! — возразил слепой. — Когда мы были в пути, ты был единственной поддержкой мне; ты же указывал мне дорогу, пока мы не дошли до дома, а теперь ты мне, слепому, говоришь, чтоб я светил тебе! — Я для того говорю тебе это, — ответил зрячий, — . чтоб дать тебе возможность хотя чем-нибудь вознаградить меня за услуги, оказанные тебе мною (Бемидбар Раба, 15). |
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#131
|
Гость ![]() |
ОБЛИК МОИСЕЯ
Весь мир был потрясен и очарован чудом Исхода. Имя Моисея было у всех на устах. Дошла весть о великом чуде и до мудрого царя Арабистана. Призвал царь лучшего художника-живописца и повелел ему отправиться к Моисею, написать и доставить облик его. Когда художник возвратился, царь собрал всех мудрецов своих, искусных в науке физиогномики, и предложил им определить по облику характер Моисея, свойства, наклонности, привычки его, и в чем таится чудесная сила его. — Государь! — ответили мудрецы. — Облик этот принадлежит человеку жестокому, высокомерному, жадному к наживе, одержанному властолюбием и всеми пороками, какие существуют на свете. Возмутили царя эти слова. — Как! — воскликнул он. — Возможно ли, чтобы таким был человек, дивные подвиги которого гремят по всему миру? Пошел спор между художником и мудрецами. Художник утверждал, что облик Моисея написан им вполне точно, а мудрецы настаивали, что натура Моисея определена ими по этому изображению безошибочно. Мудрый царь Арабистана решил проверить, кто из спорящих прав, и лично отправился в стан Израилев. При первом же взгляде царь убедился, что облик Моисея изображен художником безукоризненно. Войдя в шатер человека Божьего, преклонил царь колена, поклонился до земли и рассказал о споре между художником и мудрецами. — Сначала, прежде чем я увидел лицо твое, — сказал царь, — я подумал: должно быть, художник плохо написал облик твой, ибо мудрецы мои в науке физиогномики люди весьма опытные: ныне же убеждаюсь, что это люди совершенно ничтожные и суетна и ничтожна мудрость их. — Нет, — ответил Моисей, — это не так: и художник, и физиогномисты люди весьма искусные; и тот, и другие правы. Да будет ведомо тебе, что все пороки, о которых говорили мудрецы, действительно присвоены были мне от природы, и быть может — еще в большей степени, нежели это определено ими по облику моему. Но долгими и напряженными усилиями воли боролся я с пороками моими, пересиливал и подавлял их в себе, пока все противоположное им не стало второй натурой моей. И в этом высшая гордость моя. (Мидраш по Тиферет Исраэль, Кидушин) |
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#132
|
Гость ![]() |
Паук и шершень
Однажды, сидя в саду, Давид увидел, как шершень пожирал паука. — Что за прок в этих тварях Твоих, Господи? — сказал он. — Шершень портит соты, и сам ничего не производит полезного; паук целый год ткет, а одеться не во что. — Давид! — отвечал Творец. — Ты издеваешься над творениями Моими? Придет время — и ты нуждаться будешь в них. Спасаясь от преследований Шаула, скрылся Давид в пещере. Послал Господь паука, и тот заткал паутиной вход в пещеру. Пришел Шаул и видит: вход паутиной заткан. — Очевидно, — решил он, — в эту пещеру никто не входил, иначе паутина была бы разорвана в клочки. И удалился, не входя в пещеру. Выйдя из своего убежища и увидав, в чем дело, Давид готов был расцеловать паука. — Благословен, — сказал он, — Создавший тебя, благословен будь и ты! После этого случая узнал Давид, что Шаул расположился на холме Гахила, и пошел в то место. Шаул спал в шатре, и тут же лежал Авенир, военачальник Шаула. Авенир был роста исполинского и телом своим занимал все пространство вдоль шатра, так, что голова его была у одного входа в шатер, а ноги достигали противоположного входа. Когда явился Давид, Авенир лежал, держа ноги согнутыми в коленях, и Давид прошел под коленями его, а в ту минуту, когда Давид, с копьем Шаула и сосудом с водою, собирался уходить, Авенир вдруг начал выпрямлять ноги, как две гигантские колоды, опуская их над Давидом. Воззвал Давид к Господу: — Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня? Навел Господь шершня на Авенира; ужаленный исполин снова согнул ноги, — и Давид мог свободно выйти из шатра. И воспел Давид хвалу Господу: "Кому подобное свершить? Господь-Благоподатель! Прекрасны все деяния Твои". (Алеф Бет д'бен Сира) |
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#133
|
Гость ![]() |
КОТОРЫЙ ИЗ ТРЕХ?
Шли дорогой три странника. Наступил канун субботы. Сговорились странники и спрятали бывшие при них деньги в одном месте. В полночь один из них встал и, взяв деньги, запрятал их в другое место. В исходе субботнего дня пошли странники взять деньги и, не найдя их, начали обвинять друг друга в краже. Решили пойти на суд к Соломону. Выслушав рассказ странников, Соломон предложил им за решением явиться на другой день, а сам стал придумывать, каким образом обнаружить вора, заставив его самого уличить себя. Когда странники снова явились на суд, Соломон обратился к ним с такими словами: — Слышал я о вас, что вы люди просвещенные, мудрые и в делах спорных опытные, и я прошу вас рассудить дело, с которым обратился ко мне один царь. В стране этого царя росли в соседстве отрок и девушка. Полюбили они друг друга, и сказал отрок девушке: — Поклянись мне в том, что не станешь ничьей женою прежде, чем я не дам на то своего согласия. Девушка поклялась. Через некоторое время ее обручили с другим человеком. После венца, когда молодые остались наедине, невеста заявила жениху: — Я не могу сделаться твоей женою до тех пор, пока не пойду к первому жениху моему, которому я поклялась, и не получу его согласия на это. Придя к первому жениху, она сказала: — Возьми с меня большой выкуп серебром и золотом и разреши мне стать женою того, с кем меня повенчали. — Так как ты осталась верна клятве своей, — ответил тот, — я не возьму никакого выкупа. Иди, ты свободна. А молодому мужу, который был тут же, он сказал: — Радуйся в мире доле своей. На обратном пути на них напали разбойники. Между разбойниками был один старик, который, не довольствуясь награбленными деньгами и украшениями, потребовал любовных ласк от молодой женщины. — Позволь мне, — взмолилась она к разбойнику, — рассказать тебе об одном случае в моей жизни. И она рассказала историю первого своего сватовства и то, как поступили оба жениха ее. — Подумай же, — прибавила она в заключении, — тот юноша, который имел все права на меня, преодолел свою страсть и не дотронулся до меня, тебе, человеку старому, тем более следует обуздать себя. Оставь себе все серебро и золото, только освободи меня с мужем моим. Выслушав рассказ ее, разбойник поднял глаза к небу и, глубоко раскаявшись в том, что он, уже стоящий на краю могилы, намеривался сделать, не только отпустил молодую чету на свободу, но и возвратил полностью все ограбленные у нее деньги и драгоценности, до последней мелочи. — Царь, — прибавил Соломон, — в стране которого случай этот произошел, спрашивает меня, кто из замешанных в этой истории заслуживает высшей похвалы? И вот, я вас прошу помочь мне рассудить это дело. — Государь, — ответил один из странников, — по-моему, высшей похвалы заслуживает невеста, оставшаяся верной своей клятве. Второй сказал: — Высшей похвалы достоин молодой муж, который сумел удержаться от искушения и не дотронулся до нее прежде, чем первый жених не освободил ее от клятвы. — Это что! — воскликнул третий из странников. — Более всего я удивляюсь разбойнику: подумайте только, мало того что он пленницы не тронул, деньги, все деньги, которые уже были у него в руках, обратно отдал!.. И сказал царь Соломон: — Этот последний с таким восторгом говорит о деньгах, которых он и не видел даже, а только слышит о них; как же он способен был поступить с теми деньгами, которые очутились в его руках? Заключенный, по повелению Соломона, в темницу, человек этот действительно сознался и указал место, где спрятал украденные деньги. (Мидраш Асерет гаДиброт) |
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#134
|
Гость ![]() |
УЧЕНЫЕ И ПОДЕНЩИК
Аба-Хелкия был внуком Хони Гамеагела. Когда страна страдала от бездождия, законоучители обращались к нему, прося помолиться о милосердии Божием, и по его молитве шел дождь. Придя однажды и не застав его дома, отправились в поле, где он в то время полол. Подошли к нему с приветствием, но он не ответил. К вечеру, набрав вязку хвороста, он направился домой. Дрова и мотыгу он нес на одном плече, а верхнюю одежду свою на другом. Всю дорогу шел босой, а чтобы перейти через ручей надел сандалии. Пробираясь через терновник, поднял повыше края одежды. При приближении его к месту, где он жил, жена вышла нарядной к нему навстречу. В дом он дал войти сначала жене, за нею вошел сам, а законоучителей впустил последними. Сел за обед, а их к столу не пригласил. Раздавая хлеб детям, старшему дал ломоть, младшему два ломтя. Потом он сказал жене: — Я знаю, законоучители пришли не иначе, как по поводу до;хдя. Пойдем поднимемся на кровлю и помолимся Господу, — быть может, смилуется Всевышний и пошлет дождь. И пусть не говорят, что благодаря нам произошло это. Придя наверх, встали он в одном углу, жена в другом и начали молиться. Первым появилось облако с той стороны, где стояла жена. Сойдя вниз, он обратился к пришедшим, спрашивая: — Чего ради, наставники мои, вы пришли ко мне? — Нас послали просить тебя помолиться о дожде. — Ну что ж, — ответил он, — благословен Господь, избавивший вас от нужды в молитве Аба-Хелкии. На это они сказали: — Мы уверены, что только по твоей молитве пошел дождь. Теперь просим тебя, раби, объяснить непонятные для нас поступки твои: — Почему не ответил ты на наше приветствие? — Потому, — пояснил Аба-Хелкия, — что я нанят был на поденную работу и не вправе был отрываться от нее. — Почему ты дрова нес на одном плече, а плащ на другом? — Плащ этот чужой, и мне одолжили его для надевания, но не для носки дров. — Почему всю дорогу ты шел босой, а дойдя до ручья, обулся? — На суше видно, что под ногами, а в воде не видно. — Зачем, перебираясь через терновник, ты поднял края одежды? — Пораненное тело можно залечить, а платья не залечишь. — Для чего при приближении твоем жена твоя вышла к тебе навстречу нарядной? — Чтобы я не стал заглядываться на других женщин. — Почему пошла в дом первою твоя жена, за нею ты, а нам дал ты войти последними? — Потому, что вы недостаточно знакомы мне. — Почему, садясь за стол, ты не сказал нам, по обычаю: "Садитесь и разделите со мною трапезу"? — Потому, что хлеба было недостаточно, и я не хотел, чтобы вы благодарили меня напрасно. — Почему старшему сыну дал ты один ломоть, а младшему два? — Старший остается дома, а младший ходит в школу. — Почему первым появилось облако с той стороны, где стояла и молилась твоя жена? — Жена, бывая постоянно дома, подает бедному хлеб, и голод его немедленно утоляется. Я же подаю милостыню деньгами — и голод бедного не сейчас утоляется (Таанит, 23). |
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#135
|
Гость ![]() |
ВСЯ СУТЬ ТОРЫ
Был такой случай: Приходит некий иноверец к Шаммаю и говорит: — Я приму вашу веру, если ты научишь меня всей Торе, пока я в силах буду стоять на одной ноге. Рассердился Шаммай и, замахнувшись бывшим у него в руке локтемером, прогнал иноверца. Пошел тот к Гиллелю. И Гиллель обратил его, сказав: — "Не делай ближнему того, чего себе не желаешь", В этом заключается вся суть Торы. Все остальное есть толкование. Иди и учись. |
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#136
|
Гость ![]() |
ГОСТЬ В ДОМЕ
На тот же вопрос: "Куда идешь ты, учитель?" — Гиллель иногда отвечал: — Иду подкрепить себя пищей и этим оказать радушный прием моему гостю. — Какой же это у тебя ежедневно гость в доме? — А бедная душа разве не тот же гость в нашем теле? Сегодня она здесь, а завтра, глядишь, и нет ее (там же). |
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#137
|
Гость ![]() |
БЕДНЫЙ ЖЕНИХ
Был с Гиллелем такой случай: Приготовили у него обед для гостя. А в это время приходит к нему один бедный человек, останавливается у порога и говорит: — Я сегодня справляю свою свадьбу, но у меня ничего не приготовлено для свадебного обеда. Услыша это, взяла жена Гиллеля все приготовленное для гостя и отдала бедному жениху, а сама замесила другое тесто, поставила варить другое кушанье и, когда наконец все было готово, подала мужу и гостю. — Дочь моя, — обратился к жене Гиллель, — отчего ты так долго не подавала обеда? Она рассказала ему о случае с бедным женихом. — Дочь моя, — сказал Гиллель, — я всегда судил о тебе не с худшей, но с лучшей стороны, зная, что ты всегда стараешься делать только угодное Богу (Д.-Эр., гл. 6). |
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#138
|
Гость ![]() |
ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ
Когда у р. Иоханана бен Заккая умер сын, пришли ученики утешать его. Первым вошел р. Элиэзер, сел перед ним и сказал: — Разрешишь ли, учитель, сказать тебе слово утешения? — Говори. — Прародитель Адам имел сына, и когда сын этот пал мертвым, Адам утешился в своей скорби, что подтверждается его же словами: "Бог даровал мне другое дитя вместо Авеля." Утешься и ты, учитель! — Разве мало для меня моей собственной скорби, — ответил р. Иоханан, — что ты еще про скорбь Адама напоминаешь мне? Вошел р. Йегошуа и сказал: — Разрешишь ли, учитель, сказать тебе слово утешения? — Говори. — Иов имел сыновей и дочерей, и все они погибли в один день. И Иов утешился, говоря: "Бог дал и Бог взял. Да будет благословенно имя Господне!" Утешься и ты, учитель! — Разве мало для меня моей собственной скорби, — ответил р. Иоханан, — что ты еще про скорбь Иова напоминаешь мне? Вошел р. Иосе и сказал: — Разрешишь ли, учитель, сказать тебе слово утешения? — Говори. — Аарон имел двух, уже возмужалых, сыновей; оба они погибли в один день. И Аарон утешился, что подтверждается сказанным: "И Аарон молчал". А в такие минуты возможность оставаться молчаливым есть уже само по себе утешение. Утешься и ты, учитель! — Разве мало для меня моей собственной скорби, — ответил р. Иоханан, — что ты еще про скорбь Аарона напоминаешь мне? Вошел р. Шимон и сказал: — Разрешишь ли, учитель, сказать тебе слово утешения? — Говори. — Царь Давид имел сына; сын умер — и Давид утешился, что подтверждается сказанным: "И Давид утешил жену свою Бат-Шева — и она родила. И он назвал сына именем Соломон". Утешься и ты, учитель! — Разве мало для меня моей собственной скорби, — ответил р. Иоханан, — что ты еще о скорби царя Давида напоминаешь мне? Входил р. Элазар бен Азария. Завидя его, р. Иоханан сказал слуге: — Возьми скорей умывальный сосуд и ступай за мною в ванную. Я хочу уйти, потому что это великий человек — и мне не устоять перед ним. Но р. Элазар успел войти и, сев перед р. Иохананом, обратился к нему с такими словами: — Скажу тебе притчу. Ты подобен человеку, которому царь отдал сокровище на хранение. День за днем человек этот со слезами и вздохами повторял: "Горе мне! Когда наконец я благополучно освобожусь от обязанности оберегать отданное мне на хранение сокровище?" Так и с тобою, учитель: дал тебе Бог сына, который ревностно изучал и Тору, и слово пророческое, и поучения мудрецов наших. И безгрешным и чистым ушел он из мира. Не должен ли ты утешиться тем, что безупречно возвратил сокровище, отданное тебе на хранение? — Элазар, сын мой! — радостно сказал р. Иоханан. — По-человечески[4] утешил ты меня! (Авот д'Раби Натан, 14). |
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#139
|
Гость ![]() |
МУДРОСТЬ И КРАСОТА
— О, прекрасная Мудрость в некрасивом сосуде! — воскликнула дочь кесаря при виде р. Йегошуа, не отличавшегося красотой лица. — Дочь моя, — сказал ей р. Йегошуа, — в каких сосудах у твоего отца, у кесаря, хранится вино? — В глиняных. — Как, вино кесаря — и в таких же глиняных кувшинах, как и у всех простых людей! — А в чем же следовало бы нам держать наше вино? — Вам, столь знаменитым и славным, приличествует держать ваше вино в серебряных и золотых вазах. Вино было перелито в серебряные и золотые вазы — и скисло. Спрашивает кесарь: — Кто посоветовал тебе сделать это? — Р. Йегошуа бен Ханания, — отвечает царевна. Призывает кесарь р. Иошую: — Как мог ты посоветовать это моей дочери? Рассказал р. Йегошуа, по какому поводу он так поступил: — Мой совет был только ответом на ее вопрос. — Встречаются, однако, мудрецы и с красивой наружностью? — Некрасивые — они были бы еще более мудрыми (Таанит, 7). |
|
|
Гость_Акколада_* |
![]()
Сообщение
#140
|
Гость ![]() |
ДЕТИ СМУТИЛИ ЕГО
Р. Йегошуа бен Ханания рассказывал: — Однажды мне пришлось проходить полем. Заметив тропинку, проложенную через ниву, я направился по ней. Увидела это малютка-девочка и говорит: — Учитель, разве для того существует нива, чтобы ходить по ней? — Но ведь тут протоптана тропинка? — Да, тропинка, — отвечает малютка, — такие же, как и ты, разорители протоптали ее. Другой раз встречаю одного мальчика на перекрестке двух дорог. — Дитя мое, — спрашиваю, — не можешь ли мне указать, которою из двух этих дорог направиться мне в город? Мальчик отвечает так: — Вот эта самая длинная и самая короткая, а та самая близкая и самая далекая. Пошел я по второй дороге. Вскоре приближаюсь к городу, но сады и огороды преграждают мне путь, и я вынужден вернуться назад к перекрестку. — Дитя мое, — говорю я мальчику, — не говорил ли ты мне, что этот путь самый близкий? — А не прибавил ли я: "и самый далекий"? В третий раз был со мною такой случай. Подъезжая к одному селению, я увидел девочку-подростка, черпающую воду из ручья. — Дай мне напиться, — попросил я. — Пей и ты, и осел твой, — ответила девочка. Напившись, я сказал: — Благодарю тебя, дочь моя, ты поступила со мною подобно Ревекке. — Да, — ответила девочка с лукавой улыбкой, — я-то с тобой поступила подобно Ревекке, а ты, вот, не поступил со мною подобно Элеазару...[3] — Никогда, — говорил по этому поводу р. Йегошуа, — я не чувствовал себя настолько смущенным, как перед этими тремя детьми. (Эрувин, 53; Эйха Раба) ГЛЯДИ НА СОЛНЦЕ! Однажды император Адриан говорит р. Йегошуа: — Действительно ли Бог царит над миром? — Бесспорно. — И Им же небо и земля сотворены? — Конечно. — Отчего же Богу хотя бы раза два в год не являться людям, чтобы все Его видели и проникались страхом перед ним? — Оттого, что глаза человеческие не в силах выдержать ослепительного блеска Его. — Нет, не поверю, пока ты мне не покажешь Его. Когда наступил полдень, вывел р. Йегошуа Адриана на солнце и говорит: — Вглянись хорошенько — и увидишь Его. — Но кто же может глядеть прямо на солнце? — Вникни же в то, что ты сам говоришь. Если на солнце, которое является одним из тьмы тем служителей Господних, глядеть невозможно, то мыслимо ли видеть Самого Господа, осияющего светом Своим всю вселенную? И только в те моменты, когда людьми низвергается какое-нибудь лжебожество, очи их озаряются отблеском славы Господней (Хулин, 60; Мидраш Абх.; Ялкут Шимони). |
|
|
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 22.8.2025, 10:01 |
![]() |
Все права защищены © Мистика Алла 2005 По вопросам рекламы обращаться по телефону (972)054-695-90-23 или на электронную почту. |