IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

18 страниц V  « < 5 6 7 8 9 > »   
ОтветитьСоздать новую тему
> Притчи и легенды, мудрость веков
Гость_Акколада_*
сообщение 13.3.2007, 14:23
Сообщение #121





Гость






Лодочник

Хозяин пригласил мастера покрасить лодку. Во время работы лодоч
ник заметил дырку в днище, заделал её, закончил покраску, получил
деньги и ушёл. А на другой день к нему примчался хозяин лодки.
- Вот вам деньги за починку, - сказал он и протянул кошелёк с
золотом.
- За что? - удивился мастер, - я получил сполна!
- Да, - подтвердил хозяин. - Но то были деньги за покраску лодки,
а эти я плачу за ремонт.
- За такой пустяк? - изумился лодочник. - Это отняло у меня
немного времени. Я и не думал просить деньги за такую мелочь:
- Эта мелочь, как вы её называете, - ответил хозяин лодки, -
спасла жизнь моим детям. Я позабыл о дыре, расплатился с вами и
ушёл по делам. А дети тем временем взяли лодку и уплыли в море. Я
был в отчаянии, думал, они погибли! А когда дети благополучно
вернулись, выяснилось, что их спасением мы обязаны вам:



Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Акколада_*
сообщение 13.3.2007, 14:23
Сообщение #122





Гость






Ложь и проклятия
Притча р. Леви:
— Узнав о повелении Ноаху ввести в ковчег и представителей "всякой плоти",
пришла и Ложь, стараясь прокрасться туда же. Но Ноах заметил ее и сказал:
— В ковчег принимается и всякая нечистая тварь, но только "по паре". Иди
же, сперва найди себе своего суженого.
Пошла Ложь искать себе суженого, а навстречу — Проклятие.
— Откуда, — спрашивает, — идешь ты?
— Ходила я, — отвечает Ложь, — к Ноаху, а он говорит: "найди себе сперва
пару". Не согласишься ли ты сочетаться со мною?
— Чем же ты меня вознаградишь за это?
— А вот чем. Составим договор, чтобы все приобретаемое мною, принадлежало
тебе.
На том и покончили. И с той поры все, что приобретается Ложью, становится
достоянием Проклятия и гибели (Шохер Тов, 7).
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Акколада_*
сообщение 13.3.2007, 14:23
Сообщение #123





Гость






Свойства вина
Посадил Ноах первую виноградную лозу. А Сатана пришел и спрашивает:
— Что будет из этой посадки?
— Виноградник, — ответил Ноах.
— Не желаешь ли взять меня в компаньоны?
Ноах согласился. Что же сделал Сатана? Привел к винограднику овцу, льва,
обезьяну и свинью и, заколов их, поочередно полил виноградник их кровью.
Человек, пьющий вино, обнаруживает поочередно же природные свойства всех
названных тварей: вначале он кроток как овечка, потом становится отважным
как лев, по мере опьянения начинает кривляться как обезьяна, и, наконец,
валяется в грязи подобно свинье.
Все это произошло и с праведным Ноахом (Танхума).
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Акколада_*
сообщение 13.3.2007, 14:24
Сообщение #124





Гость






Идол
Терах занимался изготовлением идолов, которыми торговал на базаре. Однажды
он поручил продажу своего товара Аврааму. Подходит на базаре человек к
Аврааму и спрашивает:
— Не найдется ли для меня подходящего бога?
— А тебе какого надо? — спрашивает Авраам.
— Видишь ли, — отвечает тот, — я богатырь и хотел бы приобрести себе
бога-богатыря.
Авраам снял истукан, помещавшийся выше остальных уговорит:
— Вот этот самый для тебя подходящий.
— Но разве он богатырь?
— Глупец! — Отвечает Авраам. — Уж таков искони порядок среди идолов:
который поставлен выше остальных, тот богатырем и слывет.
Когда этот человек собирался уходить со своей покупкой, Авраам остановил
его вопросом:
— Скажи, сколько тебе лет?
— Семьдесят.
— И тебе, прожившему на свете семьдесят лет, не стыдно воздавать божеские
почести идолу, сделанному день назад.
Покупатель с презрением бросает идол, берет обратно деньги и уходит.
Подошла женщина и передала Аврааму, в дар идолам, полную миску
тонкопросеянной муки. Взял Авраам палку, разбил всех идолов, кроме одного,
самого крупного, которому и вложил в руки палку. Приходит отец и
спрашивает:
— Как это произошло? Кто это сделал?
— Расскажу, — отвечает Авраам, — ничего от тебя не скрывая. Дело было так:
принесла женщина миску с мукою и просит принести в жертву идолам. Стал я
совершать, как следует, жертвоприношение, а идолы и завели спор между
собою, — один кричит: "я хочу поесть раньше", а другой: "нет, я раньше!"
Но тут встал самый крупный идол и — видишь — разбил все.
— Но ты издеваешься надо мною, — закричал отец, — разве способны эти...
— Да? Так вдумайся же сам, отец, в слова свои...



Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Акколада_*
сообщение 13.3.2007, 14:24
Сообщение #125





Гость






Змея
"Одного человека ужалила змея. Побежал он к реке и бросился в воду, а в
том месте увидел тонущего ребенка и спас его от смерти. Ребенок начал
благодарить своего спасителя, но тот сказал: "Дитя, не я тебя спас, а
спасла тебя змея. Ибо не укуси она меня, я бы не побежал к реке и не помог
бы тебе выбраться из омута".



Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Акколада_*
сообщение 13.3.2007, 14:24
Сообщение #126





Гость






Нерадивый раб
Своим упорством фараон напоминает притчу про наказанного слугу:
— Некто послал слугу на базар купить рыбу. Купленная рыба оказалась
тухлой. За это хозяин предложил слуге на выбор одно из трех наказаний:
съесть рыбу, либо получить сто ударов, либо же заплатить сто мин[3].
— Съем рыбу, — выбрал слуга.
Принялся есть, но не успел окончить, как ему сделалось дурно.
— Нет, — заявил он, — лучше уж получить сто ударов. На шестидесятом ударе
он почувствовал, что больше ему не выдержать.
— Остановитесь! — закричал он. — Плачу сто мин.
Оказалось — он и тухлой рыбы наелся, и бит был, и денег лишился.




Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Акколада_*
сообщение 13.3.2007, 14:25
Сообщение #127





Гость






РАБСТВО И СВОБОДА
Притча раби Леви:
— Некто имел участок земли, покрытый кучами мусора, и решил его продать.
Купивший эту землю очистил ее от мусора и нашел на том месте родник
превосходной воды. Насадил он виноград и гранатовые деревья, остальное
место разбил на грядки под ароматические растения; посадки свои подвязал
на тычинках; построил тут же башню и приставил к месту надежного сторожа.
Прохожие не могли налюбоваться. Случилось побывать там прежнему владельцу.
Видя, во что превратилась прежняя пустошь, он воскликнул: "Горе мне! Такое
место я продал! Такой благодати я лишился!"
Народ израильский, находясь в Египте, представлял собою пустошь, покрытую
мусором. Свобода превратила их в вертоград цветущий — и слава их прошла по
всему миру, как живой укор прежнему их поработителю, фараону (Шмот Раба,
20).


Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Акколада_*
сообщение 13.3.2007, 14:25
Сообщение #128





Гость






Отец и сын
Посадил отец своего сына себе на плечи и пошел ходить по базару. Заметит
ребенок ту или другую вещь и говорит: "Купи мне это, отец!" Тот и
покупает. Раз, другой, третий, — увидел ребенок товарища своего и вдруг
спрашивает: "А не знаешь ли ты, где мой отец?" — "Глупец! — отозвался
отец. — Сидишь у меня на плечах, я покупаю для тебя все, чего ты ни
пожелаешь, и ты же у первого встреченного спрашиваешь: "не видал ли моего
отца?" Взял и сбросил сына с плеч своих; подбежала собака и укусила
ребенка".



Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Акколада_*
сообщение 13.3.2007, 14:25
Сообщение #129





Гость






Роза
Притча раби Иегуды бераби Шимон:
Некто, имея сад, насаженный аллеями смоковниц, яблоней и гранатовых
деревьев, сдал его арендатору. Придя туда через некоторое время, он нашел
сад совершенно запущенным, заросшим терновником. Позвал он людей, чтобы
вырубить терновник, но в это время среди колючих зарослей заметил
пышноцветущую розу, издававшую упоительное благоухание. И он сказал: "ради
одной этой розы я готов оставить все в этом саду нетронутым".
На двадцать шестом поколении после миротворения воззрел Творец на мир и
нашел его наводненным грехом и пороком; то же было и в эпоху Потопа, и в
эпоху "Рассеяния". Заросшему терновником саду подобен был мир. Но в этом
мире, как роза в заглохшем саду, расцвел Израиль в тот час, когда ему дан
был Завет на Синае. И когда зазвучал народный голос: "Будем исполнять и
слушать", Господь сказал:
— Розы ради пощажу Я вертоград. Ради Торы и Израиля сохраню миру бытие его
(Вайикра Раба, 23).
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Акколада_*
сообщение 13.3.2007, 14:25
Сообщение #130





Гость






Зрячий и слепой
"Когда ты будешь зажигать светильники" —
— Владыка вселенной! — говорили израильтяне перед Господом. — Ты светоч
мира, Ты источник света, — и нам велишь Ты зажигать свет перед Тобою?
Отвечал Господь:
— Мне нет нужды в вашем свете, но Я желаю, чтоб вы светили Мне так же, как
Я светил вам. Притча гласит: Шли одним путем зрячий со слепым. И сказал
зрячий слепому:
— Когда мы войдем в дом, ты зажжешь свечу и посветишь мне.
— Помилуй, друг! — возразил слепой. — Когда мы были в пути, ты был
единственной поддержкой мне; ты же указывал мне дорогу, пока мы не дошли
до дома, а теперь ты мне, слепому, говоришь, чтоб я светил тебе!
— Я для того говорю тебе это, — ответил зрячий, — . чтоб дать тебе
возможность хотя чем-нибудь вознаградить меня за услуги, оказанные тебе
мною (Бемидбар Раба, 15).




Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Акколада_*
сообщение 13.3.2007, 14:25
Сообщение #131





Гость






ОБЛИК МОИСЕЯ
Весь мир был потрясен и очарован чудом Исхода. Имя Моисея было у всех на
устах. Дошла весть о великом чуде и до мудрого царя Арабистана. Призвал
царь лучшего художника-живописца и повелел ему отправиться к Моисею,
написать и доставить облик его. Когда художник возвратился, царь собрал
всех мудрецов своих, искусных в науке физиогномики, и предложил им
определить по облику характер Моисея, свойства, наклонности, привычки его,
и в чем таится чудесная сила его.
— Государь! — ответили мудрецы. — Облик этот принадлежит человеку
жестокому, высокомерному, жадному к наживе, одержанному властолюбием и
всеми пороками, какие существуют на свете.
Возмутили царя эти слова.
— Как! — воскликнул он. — Возможно ли, чтобы таким был человек, дивные
подвиги которого гремят по всему миру?
Пошел спор между художником и мудрецами. Художник утверждал, что облик
Моисея написан им вполне точно, а мудрецы настаивали, что натура Моисея
определена ими по этому изображению безошибочно.
Мудрый царь Арабистана решил проверить, кто из спорящих прав, и лично
отправился в стан Израилев.
При первом же взгляде царь убедился, что облик Моисея изображен художником
безукоризненно. Войдя в шатер человека Божьего, преклонил царь колена,
поклонился до земли и рассказал о споре между художником и мудрецами.
— Сначала, прежде чем я увидел лицо твое, — сказал царь, — я подумал:
должно быть, художник плохо написал облик твой, ибо мудрецы мои в науке
физиогномики люди весьма опытные: ныне же убеждаюсь, что это люди
совершенно ничтожные и суетна и ничтожна мудрость их.
— Нет, — ответил Моисей, — это не так: и художник, и физиогномисты люди
весьма искусные; и тот, и другие правы. Да будет ведомо тебе, что все
пороки, о которых говорили мудрецы, действительно присвоены были мне от
природы, и быть может — еще в большей степени, нежели это определено ими
по облику моему. Но долгими и напряженными усилиями воли боролся я с
пороками моими, пересиливал и подавлял их в себе, пока все противоположное
им не стало второй натурой моей. И в этом высшая гордость моя.
(Мидраш по Тиферет Исраэль, Кидушин)



Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Акколада_*
сообщение 13.3.2007, 14:26
Сообщение #132





Гость






Паук и шершень
Однажды, сидя в саду, Давид увидел, как шершень пожирал паука.
— Что за прок в этих тварях Твоих, Господи? — сказал он. — Шершень портит
соты, и сам ничего не производит полезного; паук целый год ткет, а одеться
не во что.
— Давид! — отвечал Творец. — Ты издеваешься над творениями Моими? Придет
время — и ты нуждаться будешь в них.
Спасаясь от преследований Шаула, скрылся Давид в пещере. Послал Господь
паука, и тот заткал паутиной вход в пещеру. Пришел Шаул и видит: вход
паутиной заткан.
— Очевидно, — решил он, — в эту пещеру никто не входил, иначе паутина была
бы разорвана в клочки.
И удалился, не входя в пещеру.
Выйдя из своего убежища и увидав, в чем дело, Давид готов был расцеловать
паука.
— Благословен, — сказал он, — Создавший тебя, благословен будь и ты!
После этого случая узнал Давид, что Шаул расположился на холме Гахила, и
пошел в то место. Шаул спал в шатре, и тут же лежал Авенир, военачальник
Шаула. Авенир был роста исполинского и телом своим занимал все
пространство вдоль шатра, так, что голова его была у одного входа в шатер,
а ноги достигали противоположного входа. Когда явился Давид, Авенир лежал,
держа ноги согнутыми в коленях, и Давид прошел под коленями его, а в ту
минуту, когда Давид, с копьем Шаула и сосудом с водою, собирался уходить,
Авенир вдруг начал выпрямлять ноги, как две гигантские колоды, опуская их
над Давидом.
Воззвал Давид к Господу:
— Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня? Навел Господь шершня на
Авенира; ужаленный исполин снова согнул ноги, — и Давид мог свободно выйти
из шатра. И воспел Давид хвалу Господу:
"Кому подобное свершить? Господь-Благоподатель! Прекрасны все деяния
Твои".
(Алеф Бет д'бен Сира)
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Акколада_*
сообщение 13.3.2007, 14:26
Сообщение #133





Гость






КОТОРЫЙ ИЗ ТРЕХ?
Шли дорогой три странника. Наступил канун субботы.
Сговорились странники и спрятали бывшие при них деньги в одном месте. В
полночь один из них встал и, взяв деньги, запрятал их в другое место. В
исходе субботнего дня пошли странники взять деньги и, не найдя их, начали
обвинять друг друга в краже. Решили пойти на суд к Соломону.
Выслушав рассказ странников, Соломон предложил им за решением явиться на
другой день, а сам стал придумывать, каким образом обнаружить вора,
заставив его самого уличить себя. Когда странники снова явились на суд,
Соломон обратился к ним с такими словами:
— Слышал я о вас, что вы люди просвещенные, мудрые и в делах спорных
опытные, и я прошу вас рассудить дело, с которым обратился ко мне один
царь. В стране этого царя росли в соседстве отрок и девушка. Полюбили они
друг друга, и сказал отрок девушке:
— Поклянись мне в том, что не станешь ничьей женою прежде, чем я не дам на
то своего согласия.
Девушка поклялась. Через некоторое время ее обручили с другим человеком.
После венца, когда молодые остались наедине, невеста заявила жениху:
— Я не могу сделаться твоей женою до тех пор, пока не пойду к первому
жениху моему, которому я поклялась, и не получу его согласия на это.
Придя к первому жениху, она сказала:
— Возьми с меня большой выкуп серебром и золотом и разреши мне стать женою
того, с кем меня повенчали.
— Так как ты осталась верна клятве своей, — ответил тот, — я не возьму
никакого выкупа. Иди, ты свободна.
А молодому мужу, который был тут же, он сказал:
— Радуйся в мире доле своей.
На обратном пути на них напали разбойники. Между разбойниками был один
старик, который, не довольствуясь награбленными деньгами и украшениями,
потребовал любовных ласк от молодой женщины.
— Позволь мне, — взмолилась она к разбойнику, — рассказать тебе об одном
случае в моей жизни.
И она рассказала историю первого своего сватовства и то, как поступили оба
жениха ее.
— Подумай же, — прибавила она в заключении, — тот юноша, который имел все
права на меня, преодолел свою страсть и не дотронулся до меня, тебе,
человеку старому, тем более следует обуздать себя. Оставь себе все серебро
и золото, только освободи меня с мужем моим.
Выслушав рассказ ее, разбойник поднял глаза к небу и, глубоко раскаявшись
в том, что он, уже стоящий на краю могилы, намеривался сделать, не только
отпустил молодую чету на свободу, но и возвратил полностью все ограбленные
у нее деньги и драгоценности, до последней мелочи.
— Царь, — прибавил Соломон, — в стране которого случай этот произошел,
спрашивает меня, кто из замешанных в этой истории заслуживает высшей
похвалы? И вот, я вас прошу помочь мне рассудить это дело.
— Государь, — ответил один из странников, — по-моему, высшей похвалы
заслуживает невеста, оставшаяся верной своей клятве. Второй сказал:
— Высшей похвалы достоин молодой муж, который сумел удержаться от
искушения и не дотронулся до нее прежде, чем первый жених не освободил ее
от клятвы.
— Это что! — воскликнул третий из странников. — Более всего я удивляюсь
разбойнику: подумайте только, мало того что он пленницы не тронул, деньги,
все деньги, которые уже были у него в руках, обратно отдал!..
И сказал царь Соломон:
— Этот последний с таким восторгом говорит о деньгах, которых он и не
видел даже, а только слышит о них; как же он способен был поступить с теми
деньгами, которые очутились в его руках?
Заключенный, по повелению Соломона, в темницу, человек этот действительно
сознался и указал место, где спрятал украденные деньги.
(Мидраш Асерет гаДиброт)




Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Акколада_*
сообщение 13.3.2007, 14:26
Сообщение #134





Гость






УЧЕНЫЕ И ПОДЕНЩИК
Аба-Хелкия был внуком Хони Гамеагела. Когда страна страдала от бездождия,
законоучители обращались к нему, прося помолиться о милосердии Божием, и
по его молитве шел дождь.
Придя однажды и не застав его дома, отправились в поле, где он в то время
полол. Подошли к нему с приветствием, но он не ответил. К вечеру, набрав
вязку хвороста, он направился домой. Дрова и мотыгу он нес на одном плече,
а верхнюю одежду свою на другом. Всю дорогу шел босой, а чтобы перейти
через ручей надел сандалии. Пробираясь через терновник, поднял повыше края
одежды. При приближении его к месту, где он жил, жена вышла нарядной к
нему навстречу. В дом он дал войти сначала жене, за нею вошел сам, а
законоучителей впустил последними. Сел за обед, а их к столу не пригласил.
Раздавая хлеб детям, старшему дал ломоть, младшему два ломтя.
Потом он сказал жене:
— Я знаю, законоучители пришли не иначе, как по поводу до;хдя. Пойдем
поднимемся на кровлю и помолимся Господу, — быть может, смилуется
Всевышний и пошлет дождь. И пусть не говорят, что благодаря нам произошло
это.
Придя наверх, встали он в одном углу, жена в другом и начали молиться.
Первым появилось облако с той стороны, где стояла жена.
Сойдя вниз, он обратился к пришедшим, спрашивая:
— Чего ради, наставники мои, вы пришли ко мне?
— Нас послали просить тебя помолиться о дожде.
— Ну что ж, — ответил он, — благословен Господь, избавивший вас от нужды в
молитве Аба-Хелкии.
На это они сказали:
— Мы уверены, что только по твоей молитве пошел дождь. Теперь просим тебя,
раби, объяснить непонятные для нас поступки твои:
— Почему не ответил ты на наше приветствие?
— Потому, — пояснил Аба-Хелкия, — что я нанят был на поденную работу и не
вправе был отрываться от нее.
— Почему ты дрова нес на одном плече, а плащ на другом?
— Плащ этот чужой, и мне одолжили его для надевания, но не для носки дров.
— Почему всю дорогу ты шел босой, а дойдя до ручья, обулся?
— На суше видно, что под ногами, а в воде не видно.
— Зачем, перебираясь через терновник, ты поднял края одежды?
— Пораненное тело можно залечить, а платья не залечишь.
— Для чего при приближении твоем жена твоя вышла к тебе навстречу
нарядной?
— Чтобы я не стал заглядываться на других женщин.
— Почему пошла в дом первою твоя жена, за нею ты, а нам дал ты войти
последними?
— Потому, что вы недостаточно знакомы мне.
— Почему, садясь за стол, ты не сказал нам, по обычаю: "Садитесь и
разделите со мною трапезу"?
— Потому, что хлеба было недостаточно, и я не хотел, чтобы вы благодарили
меня напрасно.
— Почему старшему сыну дал ты один ломоть, а младшему два?
— Старший остается дома, а младший ходит в школу.
— Почему первым появилось облако с той стороны, где стояла и молилась твоя
жена?
— Жена, бывая постоянно дома, подает бедному хлеб, и голод его немедленно
утоляется. Я же подаю милостыню деньгами — и голод бедного не сейчас
утоляется (Таанит, 23).





Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Акколада_*
сообщение 13.3.2007, 14:27
Сообщение #135





Гость






ВСЯ СУТЬ ТОРЫ
Был такой случай:
Приходит некий иноверец к Шаммаю и говорит:
— Я приму вашу веру, если ты научишь меня всей Торе, пока я в силах буду
стоять на одной ноге.
Рассердился Шаммай и, замахнувшись бывшим у него в руке локтемером,
прогнал иноверца.
Пошел тот к Гиллелю. И Гиллель обратил его, сказав:
— "Не делай ближнему того, чего себе не желаешь", В этом заключается вся
суть Торы. Все остальное есть толкование. Иди и учись.




Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Акколада_*
сообщение 13.3.2007, 14:27
Сообщение #136





Гость






ГОСТЬ В ДОМЕ
На тот же вопрос: "Куда идешь ты, учитель?" — Гиллель иногда отвечал:
— Иду подкрепить себя пищей и этим оказать радушный прием моему гостю.
— Какой же это у тебя ежедневно гость в доме?
— А бедная душа разве не тот же гость в нашем теле? Сегодня она здесь, а
завтра, глядишь, и нет ее (там же).




Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Акколада_*
сообщение 13.3.2007, 14:27
Сообщение #137





Гость






БЕДНЫЙ ЖЕНИХ
Был с Гиллелем такой случай:
Приготовили у него обед для гостя. А в это время приходит к нему один
бедный человек, останавливается у порога и говорит:
— Я сегодня справляю свою свадьбу, но у меня ничего не приготовлено для
свадебного обеда.
Услыша это, взяла жена Гиллеля все приготовленное для гостя и отдала
бедному жениху, а сама замесила другое тесто, поставила варить другое
кушанье и, когда наконец все было готово, подала мужу и гостю.
— Дочь моя, — обратился к жене Гиллель, — отчего ты так долго не подавала
обеда?
Она рассказала ему о случае с бедным женихом.
— Дочь моя, — сказал Гиллель, — я всегда судил о тебе не с худшей, но с
лучшей стороны, зная, что ты всегда стараешься делать только угодное Богу
(Д.-Эр., гл. 6).
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Акколада_*
сообщение 13.3.2007, 14:27
Сообщение #138





Гость






ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ
Когда у р. Иоханана бен Заккая умер сын, пришли ученики утешать его.
Первым вошел р. Элиэзер, сел перед ним и сказал:
— Разрешишь ли, учитель, сказать тебе слово утешения?
— Говори.
— Прародитель Адам имел сына, и когда сын этот пал мертвым, Адам утешился
в своей скорби, что подтверждается его же словами: "Бог даровал мне другое
дитя вместо Авеля." Утешься и ты, учитель!
— Разве мало для меня моей собственной скорби, — ответил р. Иоханан, — что
ты еще про скорбь Адама напоминаешь мне? Вошел р. Йегошуа и сказал:
— Разрешишь ли, учитель, сказать тебе слово утешения?
— Говори.
— Иов имел сыновей и дочерей, и все они погибли в один день. И Иов
утешился, говоря: "Бог дал и Бог взял. Да будет благословенно имя
Господне!" Утешься и ты, учитель!
— Разве мало для меня моей собственной скорби, — ответил р. Иоханан, — что
ты еще про скорбь Иова напоминаешь мне? Вошел р. Иосе и сказал:
— Разрешишь ли, учитель, сказать тебе слово утешения?
— Говори.
— Аарон имел двух, уже возмужалых, сыновей; оба они погибли в один день. И
Аарон утешился, что подтверждается сказанным: "И Аарон молчал". А в такие
минуты возможность оставаться молчаливым есть уже само по себе утешение.
Утешься и ты, учитель!
— Разве мало для меня моей собственной скорби, — ответил р. Иоханан, — что
ты еще про скорбь Аарона напоминаешь мне? Вошел р. Шимон и сказал:
— Разрешишь ли, учитель, сказать тебе слово утешения?
— Говори.
— Царь Давид имел сына; сын умер — и Давид утешился, что подтверждается
сказанным: "И Давид утешил жену свою Бат-Шева — и она родила. И он назвал
сына именем Соломон". Утешься и ты, учитель!
— Разве мало для меня моей собственной скорби, — ответил р. Иоханан, — что
ты еще о скорби царя Давида напоминаешь мне?
Входил р. Элазар бен Азария. Завидя его, р. Иоханан сказал слуге:
— Возьми скорей умывальный сосуд и ступай за мною в ванную. Я хочу уйти,
потому что это великий человек — и мне не устоять перед ним.
Но р. Элазар успел войти и, сев перед р. Иохананом, обратился к нему с
такими словами:
— Скажу тебе притчу. Ты подобен человеку, которому царь отдал сокровище на
хранение. День за днем человек этот со слезами и вздохами повторял: "Горе
мне! Когда наконец я благополучно освобожусь от обязанности оберегать
отданное мне на хранение сокровище?" Так и с тобою, учитель: дал тебе Бог
сына, который ревностно изучал и Тору, и слово пророческое, и поучения
мудрецов наших. И безгрешным и чистым ушел он из мира. Не должен ли ты
утешиться тем, что безупречно возвратил сокровище, отданное тебе на
хранение?
— Элазар, сын мой! — радостно сказал р. Иоханан. — По-человечески[4]
утешил ты меня! (Авот д'Раби Натан, 14).



Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Акколада_*
сообщение 13.3.2007, 14:27
Сообщение #139





Гость






МУДРОСТЬ И КРАСОТА
— О, прекрасная Мудрость в некрасивом сосуде! — воскликнула дочь кесаря
при виде р. Йегошуа, не отличавшегося красотой лица.
— Дочь моя, — сказал ей р. Йегошуа, — в каких сосудах у твоего отца, у
кесаря, хранится вино?
— В глиняных.
— Как, вино кесаря — и в таких же глиняных кувшинах, как и у всех простых
людей!
— А в чем же следовало бы нам держать наше вино?
— Вам, столь знаменитым и славным, приличествует держать ваше вино в
серебряных и золотых вазах.
Вино было перелито в серебряные и золотые вазы — и скисло. Спрашивает
кесарь:
— Кто посоветовал тебе сделать это?
— Р. Йегошуа бен Ханания, — отвечает царевна. Призывает кесарь р. Иошую:
— Как мог ты посоветовать это моей дочери?
Рассказал р. Йегошуа, по какому поводу он так поступил:
— Мой совет был только ответом на ее вопрос.
— Встречаются, однако, мудрецы и с красивой наружностью?
— Некрасивые — они были бы еще более мудрыми (Таанит, 7).





Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Акколада_*
сообщение 13.3.2007, 14:28
Сообщение #140





Гость






ДЕТИ СМУТИЛИ ЕГО
Р. Йегошуа бен Ханания рассказывал:
— Однажды мне пришлось проходить полем. Заметив тропинку, проложенную
через ниву, я направился по ней. Увидела это малютка-девочка и говорит:
— Учитель, разве для того существует нива, чтобы ходить по ней?
— Но ведь тут протоптана тропинка?
— Да, тропинка, — отвечает малютка, — такие же, как и ты, разорители
протоптали ее.
Другой раз встречаю одного мальчика на перекрестке двух дорог.
— Дитя мое, — спрашиваю, — не можешь ли мне указать, которою из двух этих
дорог направиться мне в город? Мальчик отвечает так:
— Вот эта самая длинная и самая короткая, а та самая близкая и самая
далекая.
Пошел я по второй дороге. Вскоре приближаюсь к городу, но сады и огороды
преграждают мне путь, и я вынужден вернуться назад к перекрестку.
— Дитя мое, — говорю я мальчику, — не говорил ли ты мне, что этот путь
самый близкий?
— А не прибавил ли я: "и самый далекий"? В третий раз был со мною такой
случай. Подъезжая к одному селению, я увидел девочку-подростка, черпающую
воду из ручья.
— Дай мне напиться, — попросил я.
— Пей и ты, и осел твой, — ответила девочка. Напившись, я сказал:
— Благодарю тебя, дочь моя, ты поступила со мною подобно Ревекке.
— Да, — ответила девочка с лукавой улыбкой, — я-то с тобой поступила
подобно Ревекке, а ты, вот, не поступил со мною подобно Элеазару...[3]
— Никогда, — говорил по этому поводу р. Йегошуа, — я не чувствовал себя
настолько смущенным, как перед этими тремя детьми.
(Эрувин, 53; Эйха Раба)
ГЛЯДИ НА СОЛНЦЕ!
Однажды император Адриан говорит р. Йегошуа:
— Действительно ли Бог царит над миром?
— Бесспорно.
— И Им же небо и земля сотворены?
— Конечно.
— Отчего же Богу хотя бы раза два в год не являться людям, чтобы все Его
видели и проникались страхом перед ним?
— Оттого, что глаза человеческие не в силах выдержать ослепительного
блеска Его.
— Нет, не поверю, пока ты мне не покажешь Его. Когда наступил полдень,
вывел р. Йегошуа Адриана на солнце и говорит:
— Вглянись хорошенько — и увидишь Его.
— Но кто же может глядеть прямо на солнце?
— Вникни же в то, что ты сам говоришь. Если на солнце, которое является
одним из тьмы тем служителей Господних, глядеть невозможно, то мыслимо ли
видеть Самого Господа, осияющего светом Своим всю вселенную? И только в те
моменты, когда людьми низвергается какое-нибудь лжебожество, очи их
озаряются отблеском славы Господней (Хулин, 60; Мидраш Абх.; Ялкут
Шимони).
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение

18 страниц V  « < 5 6 7 8 9 > » 
ОтветитьСоздать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 22.8.2025, 21:23
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все права защищены © Мистика Алла 2005
По вопросам рекламы обращаться по телефону (972)054-695-90-23 или на электронную почту.