![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Ветеран ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Участник Сообщений: 6243 Регистрация: 22.11.2005 Из: израиль Пользователь №: 84 ![]() |
![]() ПЕ`САХ (פֶּסַח; по-арамейски פִּסְחָא, писха; по-гречески и по-русски — Пасха), весенний праздник в память Исхода евреев из Египта, начинающийся 15 нисана и длящийся семь дней в Эрец-Исраэль и восемь дней в странах диаспоры. Первый и седьмой дни (первые два дня и заключительные два дня — в диаспоре) — праздничные в полном смысле (иом тов), нерабочие, как суббота (но приготовление пищи разрешено); в остальные дни — хол ха-мо‘эд (`праздничные будни`) — работа разрешается (с некоторыми ограничениями). Название «Песах» традиция связывает с тем, что Бог миновал (пасах) дома израильтян, не тронув их во время казней египетских (Исх. 12:23–27). Словом «песах» в древности назывался годовалый агнец или козленок, приносившийся в жертву в канун этого праздника (14 нисана к вечеру); его зажаривали целиком и съедали на семейной праздничной трапезе ночью (Исх. 12:1–28, 43–49; ср. Втор. 16:1–8, где упомянут и теленок). Тот, кто, не обладая ритуальной чистотой или находясь слишком далеко от Храма, не мог выполнить этот обряд 14 нисана, мог совершить его месяцем позже (Чис. 9:1–14); это второй, или малый Песах, согласно позднейшей терминологии. Песах называется также хаг ха-маццот (`праздник опресноков`, см. Мацца; Исх. 23:15; Лев. 23:6; Втор. 16:16), так как в этот праздник заповедано есть хлеб только из неквашеного теста в память о том, что израильтяне, в спешке покидавшие Египет, были вынуждены изготовить хлеб из не успевшего взойти теста (Исх. 12:39). -------------------- |
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() Ветеран ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Участник Сообщений: 6243 Регистрация: 22.11.2005 Из: израиль Пользователь №: 84 ![]() |
Четыре бокала
Во время сэдэра принято выпивать четыре бокала вина, в память о четырех обетованиях, данных Всевышним в книге Шмот в Торе об избавлении Его народа. Эти четыре выражения соединяют идею освобождения из рабства со становлением народа, избранного Б-гом. Одно обязательно и непосредственно связано с другим. Соответственно, четыре бокала один за другим вписываются в распорядок действий во время сэдэра. Вино как символ празднества и ликования также выражает нашу надежду на полное осуществление библейских обетовании. Как и в еде, в ритаульном питье тоже установлено минимальное количество, которое делает выпивание действительным, а не только номинальным или символическим с точки зрения галахи (еврейского традиционного закона). Традиционный минимум для винного бокала - 86 мл, причем всякий раз следует выпивать больше половины, а в заключительный, четвертый раз, принято осушать до дна. (Следует напомнить, что виноградный сок тоже считается вином, и может использоваться наряду с ним на сэдэре, особенно для детей или недомогающих, если он приготовлен согласно требованиям кошерности для вина). Трапезничать как свободные люди Древний обычай предписывает есть и пить во время сэдэра так, как это делают вельможи и короли: не вытянувшись в струнку, а удобно полулежа или облокотясь. Трапезничая в такой позе мы подчеркиваем, что не торопимся проглотить еду, а располагаем собой, как свободные люди и высокопоставленные персоны, которыми мы оказались, как Б-гом избранный народ, Только вкушая марор - горькие травы - напоминающие о горечи рабства, не принято облокачиваться. Карпас, горькие травы, афикоман После первого бокала, который выпивают за кидушем, принято омыть руки, чтобы перейти к карпас - зеленому овощу, например, сельдерею (хотя нередко используется и картошка, возможно, потому, что в молодых картошинах заметна зеленая прослойка между кожурой и съедобной частью плода). Карпас принято макать в соленую воду, таким образом соединяя символику зелени, весенней поры, освобождения во время месяца нисана, нового роста и урожая, с напоминанием о слезах и страдании порабощенных людей. Омовение рук перед карпас соответствует традиции о том, что не следует есть чем-то смоченные плоды неочищенными руками. Однако это правило далеко не так абсолютно, как то, что следует проделать ритуальное омовение рук прежде, чем есть хлеб; поэтому в этом случае благословение на омовение рук не произносится. В качестве горьких трав обычно берут листья салата (особенно потому, что у него горькие корни). Некоторые предпочитают использовать свеженатертую горькую редьку - хрен - а многие соединяют эти два вида для олицетворения горечи рабства. Традиционный минимальный объем горьких трав - 17 г. хрена, и столько же на корех (когда мацу едят вместе с марор, но без особого благословения, как один из талмудических вариантов заповеди о горьких травах). Трапезу заключает афикоман, или завершающее блюдо. Во времена Храма, этим завершением: и была пасхальная жертва, которую ели не натощак, а насытившись, дабы оценить и отметить ее вкус. После нее уже не ели ничего, чтобы не забивать вкус другими ощущениями. В наше время об этом обычае символически напоминает порция мацы (тоже как минимум кезаит), которую съедают в конце трапезы, и после которой уже ничего не едят до утра. Помимо заключительных бокалов вина, после афикоман также не принято ничего пить, кроме воды; Так как жертву, в память о которой соблюдается афикоман, полагалось кончить есть до полуночи (астрономической - то есть, до середины ночи, в какой бы час она ни настала), завершающий кусочек мацы в наше время тоже принято съедать до наступления этого часа. (В диаспоре, где проводят два сэдэра, это правило распространяется только на первый из них). Заповеди Песах в равной степени относятся к мужчинам и женщинам, а еда и питье - вина, мацы, карпаса и горьких трав - во время сэдэра положены в одинаковой мере для всех участников. Детей тоже учат исполнять эти обряды, чтобы приобщить их к заповедям и до совершеннолетия. Великая заповедь - повествовать об Исходе из Египта, и как гласит традиция, чем больше об этом рассказывают, особенно в пасхальную ночь, тем более это похвально. -------------------- |
|
|
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 12.8.2025, 19:24 |
![]() |
Все права защищены © Мистика Алла 2005 По вопросам рекламы обращаться по телефону (972)054-695-90-23 или на электронную почту. |