![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Участник ![]() ![]() ![]() Группа: Участник Сообщений: 1839 Регистрация: 6.12.2007 Из: КРАСНОГОРСК Пользователь №: 11284 ![]() |
Армянская Апостольская Церковь
Краткий обзор Уже в I веке по Рождестве Христовом Апостолы Фаддей и Варфоломей прибыли в Армению и проповедовали там христианство. В 301 году, в правление царя Трдата III, благодаря просветительским трудам Святого Григория Армения стала первым на Земле государством, принявшим христианство в качестве официальной религии. Предание повествует о том, как Григорию Просветителю было видение: Христос в нимбе снизошел с небес и золотым молотом указал место, где должен быть воздвигнут Храм. Так был построен Кафедральный Собор Армянской Церкви, нареченный Эчмиадзином, что в переводе с армянского означает «Сошел Единородный», то есть Иисус Христос. Армянская Апостольская Церковь — полное название — Армянская Святая Апостольская Православная Церковь, Церковь армянского народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных Церквей, куда входят Коптская, Сирийская (Яковитская), Эфиопская (Абиссинская) и Малабарская (Индийская) Церкви. Армянская Церковь принимает Православный Символ Веры, утвержденный на Первом Вселенском Соборе. В 325 году по приглашению императора Константина Великого в византийском городе Никея собралось 318 епископов, чтобы сформулировать апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы — Господа Иисуса Христа. В качестве представителя Армянской Церкви на Соборе присутствовал Святой Аристакес, сын и преемник Григория Просветителя, и его имя было записано в деяниях Собора рядом с именами других великих Отцов Церкви. Помимо Никейского Символа Веры, догматика Армянской Церкви основывается на постановлниях двух последующих Вселенских Соборов: Константинопольского (381г.) и Эфесского (431г.). В вопросе христологии Армянская Церковь опирается на учение Святителя Кирилла Александрийского и придерживается Эфесского вероисповедания, по которому божественная и человеческая природа Христа соединены (но не слитны) в Его Лице и являют собой соединенную и неразделимую личность. Основу обрядности Армянской Церкви составляют семь таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Венчание, Рукоположение и Соборование. Если верующий, крестившись в Православной, Католической или в другой Церкви, выражает желание стать чадом Армянской Церкви, второго крещения не требуется. Армянскую Апостольскую Церковь отличает одна необыкновенно важная черта — ярко выраженный национальный характер. Основанная Григорием Просветителем, принявшим свой епископский сан от Леонтия Кесарийского, Армянская Церковь в первые годы своего существования формально находилась под каноническим влиянием Кесарии Каппадокийской. Но уже Григорий Просветитель формировал Церковь именно как национальную. В 354 году Католикос Нерсес Великий (353–373 гг.) созвал в Аштишате Первый Армянский Национально-Церковный Собор, способствовавший дальнейшей христианизации Армении. Создание в 406 году архимандритом Месропом Маштоцем национальной письменности сделало возможным перевод Священного Писания и богослужебных книг на армянский язык. Богословские разногласия середины V века, а также сложные политические отношения между Арменией и Византией привели к окончательному отдалению Армянской Церкви от Византийской. Из-за войны с Сасанидской Персией армяне не смогли принять участие в Четвертом Халкидонском Вселенском Соборе в 451 году и не признали его постановлений. Все это положило конец византийскому влиянию и способствовало национализации церковной жизни. В отсутствие сильного государства именно Церковь взяла на себя роль средоточия и сплочения армянского духа. Не случайно армяне явили миру первый в истории пример вооруженной самозащиты христианства. 26 мая 451 года на Аварайрском поле 60 тысяч армянских воинов, стариков, женщин и монахов во главе с полководцем Варданом Мамиконяном выступили против 200-тысячной персидской армии, чтобы отстоять право исповедовать христианство. Как сказал перед битвой полководец Вардан Мамиконян: «Христианство для армян подобно цвету кожи. Его нельзя, как одежду, сбросить или сменить». Эту жертвенную верность своему христианскому выбору армянскому народу предстояло непрестанно доказывая через века кровавых испытаний. -------------------- Христианство для армян подобно цвету кожи. Его нельзя, как одежду, сбросить или сменить
|
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() Участник ![]() ![]() ![]() Группа: Участник Сообщений: 1839 Регистрация: 6.12.2007 Из: КРАСНОГОРСК Пользователь №: 11284 ![]() |
Как Грузинская Церковь отделилась
от Армянской Апостольской Церкви Историческая справка Изначально грузинская церковь признавала верховенство Армянской церкви отчасти по политическим соображениям, отчасти же потому, что в Грузии христианство было принято от Армении. Кроме того, эта подчиненность во многом была основана на авторитете Григора Лусаворича, который до сих пор признается всеми христианами Кавказа, как свой первый и всеобщий апостол. Согласно греческому варианту "Жития Святого Григора" Григор Лусаворич послал в Иберию, Лазику и Албанию трех апостолов - Иренаркаса, Софриноса и Товма, вместе со святой Нино. (о последней - Е. Тайканшвили "Источники Грузинских летописей, I Обращение Грузии в христианство" Тбилиси 1910). Греческие историки тоже сообщают примерно об этом. Так, по словам церковного историка 5-ого века Соломена "Я узнал, что армяне приняли христианство раньше, чем грузины и другие" (Соломен, "История"). Сохранились также сведения, что в 4-6 веках грузинские католикосы получали свой сан от Армянской Церкви(Акинян Г.Г. "Кюрион - католикос грузинский" Вена 1910). И армяне, и грузины имели некое общее исповедание христианства. Для примера можно отметить, что каждый год большой караван паломников армян направлялся в Мцхети для поклонения тамошней святыне - Святому Кресту, в то время как такой же караван грузин каждый год направлялся в Вагаршапат для поклонения Святому Эчмиадзину ("Книга записей" Тбилиси 1901). Общими были также церковные обряды. Так, в то время грузинская церковь признавала "матах" (жертвоприношение, символизирующие пролитую Христом кровь за человечество), а также "пост Святого Саркиса" - обряды, которые до сих пор есть в армянской церкви. В деле же раскола главную роль сыграл грузинский католикос Кюрион, а также непоколебимая позиция Армянского католикосата. Дело было так. Кюрион родился в Джавахке, но, несмотря на это, он был грузином. Уже став взрослым, он перебирается в Каппадокию и там принимает ортодоксальное православие. Но после возвращения на родину в 594 году он скрывает свое вероисповедание. Более того, он нанимается на службу к армянскому католикосу Мовсесу Ехвардеци (575-604) и добивается карьерного роста - назначается канцлером католикосской службы. В 598 году умирает католикос Грузии, после чего из Грузии в Эчмиадзин прибывает большая делегация грузинских князей и вельмож для того, чтобы просить назначения нового католикоса. После консудьтаций самим подходящим кандидатом на пост католикоса Грузии признается Кюрион, который и назначается католикосом под именем Самуила II-ого (598-612). После этого Самуил II (Кюрион) в Грузии разворачивает бурную деятельность по пропаганде ортодоксального православия. Стоит заметить, что его старания находили отклик в стране, особенно в свете того, что после падения Грузинского царства постепенно назревал вопрос не допущения ассимиляции грузин в обшехристианском пространстве. Но до поры до времени Самуил II (Кюрион) не действовал открыто: был еще жив католикос и одновременно его наставник Мовсес Ехвардеци. В конце 604 года Мовсес Ехвардеци умирает, и это как бы развязывает Самуилу II-у (Кюриону) руки. Ситуация складывается в его пользу еще и потому, что избрание очередного армянского католикоса затянулось из-за начавшейся войны между Персией и Византией. Временным исполнителем обязанностей армянского католикоса становится Вртанес Багратуни, брат небезызвестного Смбата Багратуни. Весь 605 год ушел на подготовку избрания нового католикоса армян. В конце концов, в 606 году созывается церковный собор, в повестке которого был один этот вопрос. Но католикос опять не избирается, а вместо этого собором принимается свод правил, который, в свете недавних гонений императора Маврикия, ужесточал санкции против духовных лиц византийского обряда. В частности, в нем содежался пункт, гласивший о том, что православное духовное лицо не имеет право занимать высокий пост в системе армянской церкви даже после покаяния. Это решение уже ставит Самуила II (Кюрионв) в невыгодное положение и он начинает деятельность по отделению, благо в Грузии давно уже была такая тенденция. Ситуация накаляется и уже готова была взорваться. Нужен был только толчок, который и происходит в пограничном с Грузией городе Гадженк (Цуртав), который находился на крайнем севере-востоке провинции Гугарк (По словам Страбона "река Арагва протекает с Кавказских гор и сливается с Курой. Они же и есть границы между Арменией, Иберией и Албанией. Из Армении в Иберию можно попасть по ущельям Арагви или Кура" Страбон). Армянский первоисточник-современник Ухтанес так передает ход событии ("История", Вагаршапат 1871): Армянский епископ этого города по имени Мовсес имел давние недружеские отношения с Самуилом II-ым (Кюрионом). После принятия правил против византийских ортодоксов, он, к концу 606 года каким-то образом выясняет про "православное прошлое" Самуила II-о (Кюриона) и сразу же сообщает об этом в Эчмиадзин. И пока там думали, что делать, Самуил II (Кюрион) предпринимает ответный шаг. Дело было в том, что в городской церкви Гадженк служба велась на армянском языке , по причине чего местные грузины не имели возможность понять ее. Самуил II (Кюрион) повелевает, чтоб отныне служба в церкви шла только на грузинском. В это же время приходит категорическое указание из Эчмиадзина Мовсесу немедленно помириться с Самуилом II (Кюрионом). Мовсес едет в Мецхети с повинной, но Самуил II (Кюрион) отказывается мириться с ним и даже ставит Мовсеса в такое положение, что он вынужден спасаться бегством. Эчмиадзин направляет Самуилу II-ому (Кюриону) письмо, на который тот отвечает уклончиво. Переписка продолжается некоторое время и никто не хочет уступать. В 607-ом году наконец избирается новый армянский католикос, который принимает имя Абраам Алтабанеци (607-615). Он тоже продолжает переписку, но результата так же не получается из-за неуступчивости сторон. Окончательный разрыв произошел в начале 609 года, в связи с празднованием рождества Христова... После этого в дальнейшем предпринимались попытки снова объединить две Церкви, но все они заканчивались провалом. А после того, когда грузинская церковь попала под полное влияние греческой церкви, она заняла в отношении армянской церкви особо непримиримую позицию. В собственно грузинских источниках были уничтожены все былые свидетельства единства, изменены были религиозные предания и т.д... В 1103-ом году на соборе в Раб-Урбанисе Армянская церковь была признана грузинским как еретическая (Л. Меликсет-Бек "Грузинский извод сказании о посте Араджавор" Петроград 1917)... -------------------- Христианство для армян подобно цвету кожи. Его нельзя, как одежду, сбросить или сменить
|
|
|
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 21.6.2025, 16:14 |
![]() |
Все права защищены © Мистика Алла 2005 По вопросам рекламы обращаться по телефону (972)054-695-90-23 или на электронную почту. |